«Я познаю мир всеми доступными мне способами» – именно с этим, неосознанным, девизом малыши знакомятся с окружающими его предметами и собой. Взрослые, зачастую, обеспокоены вопросом: почему дети все тянут в рот.
СОДЕРЖАНИЕ
Почему ребенок тянет все в рот
Исследование ртом окружающего пространства и предметов является самой активной деятельностью малыша, т.к. именно этот способ наиболее доступный при его возможностях. Однако родителям следует четко различать те возрастные границы, в которых данный процесс является вполне естественным, а когда пора обратить серьезное внимание на эту не безобидную привычку.
До 3 лет
То, что малютка в возрасте от 4-5 месяцев и до 2,5-3 лет интересующие его вещи часто тянет в рот – вполне нормально. Для такого поведения есть простые объяснения:
- Сосательный рефлекс становится самым необходимым для новорожденного после его появления на свет, поскольку происходит резкое изменение способа получения пищи. В утробе мамы дитя получает нужное питание через пуповину, а после рождения он должен освоить оральный метод получения еды. А для этого ротовая полость требует особых тренировок для развития;
Необходимо, чтобы малютки полностью удовлетворяли свой сосательный рефлекс в первый год жизни.
- Примерно с 4–5 месяцев начинается важный процесс прорезывания зубов, который сопровождается болезненными ощущениями и зудом в деснах. Малыш подсознательно облегчает свое состояние при помощи посторонних предметов. Взрослые должны ему помочь в этом, предложив специальные резиновые игрушки (прорезыватели) малого веса с удобной ручкой;

«Зубной период» может продолжаться и на втором году жизни, что не должно вызывать паники у родителей, особенно при периодическом наблюдении педиатра.
- Исследование окружающего мира ртом становится для ребенка естественным и простым способом. Ведь ротовая полость, со всеми ее многочисленными рецепторами, четко ассоциируется у малюток с положительными впечатлениями – от этого органа приходит приятное чувство насыщения желудка и утоления голода;
- Помимо основной функции, как органа чувств, рот выполняет и осязательную роль. Так детки узнают о свойствах различных предметов, их вкусовых качествах, температуре, структуре и текстуре, таким образом «закладывая» в память положительные или отрицательные характеристики объекта.
Дети, как новички этого мира, применяют «сенсорные исследования», активно «включая» все доступные органы, включая и рот. Но примерно в 9-10 месяцев малыши начинают активно использовать руки, а к годовалому возрасту больше интересуются игрушками, а не посторонними предметами. В поре 2-3 года ребятишки уже в полной мере используют пальчики и, как правило, отказываются от привычки помещать ненужное в рот.
Однако все эти действия и навыки очень индивидуальны, а возрастные границы несколько размыты.
После 3-летнего возраста
Привычное поведение тянуть все в рот неестественно, если ребенку более трех лет, т.к. они более осознанны и понимают словесные характеристики от взрослых: горько, кисло, горячо или невкусно. Также малышам знаком и понятен запрет «нельзя».
Однако некоторые детки старше 3 лет либо продолжают ознакомление с миром таким примитивным способом, либо приобретают эту отрицательную привычку.

Причины, провоцирующие детей старшего возраста помещать вещи в рот:
- Наличие психологического или неврологического заболевания, которое должен выявить врач. Данный диагноз нельзя оставлять без лечения в надежде, что со временем все пройдет само собой;
- Повышенный уровень тревожности по разным обстоятельствам:
- Сложность с выражением чувств, в т.ч. негатива;
- Напряжение, связанное с психотравмирующими событиями или неблагоприятной психоэмоциональной обстановкой в семье/социуме;
- Ответная реакция на завышенные требования к себе.
- Индивидуальная и «тихая» форма протеста, как ответная реакция на неверное, по мнению ребенка, отношение к нему окружающих людей;
- Своеобразный способ «позлить» взрослых;
- Не полная удовлетворенность потребности в сосании в раннем возрасте;
- Просто привычка, от которой ребенка вовремя не избавили родители.
Эти проблемы нельзя игнорировать в надежде, что ребенок просто перерастет.
Когда нужно отучать малыша от вредной привычки
Все привычки приобретаются не за неделю или месяц, поэтому срок избавления от негативных действий требует усилий, постоянства, терпения и времени.
Так, например, от привычки сосать свой пальчик, малютку желательно избавлять сразу, заменяя соской-пустышкой. Т.к. палец для ребенка очень доступен и, следовательно, велик соблазн поместить его в рот. Также следует быть внимательнее с собиранием сора в доме или посторонних предметов на улице, отвлекая внимание малыша от этого занятия. Всего, конечно, предусмотреть невозможно, но ответственные родители стараются быть начеку все время.

Конечно, и старшем возрасте, любые нежелательные действия ребят желательно мягко, но решительно пресекать «на корню». Ведь им уже вполне понятны речевые объяснения, подкрепленные доводами и аргументами.
Как отучить ребенка тянуть все в рот — советы родителям
Взрослые, обладающие опытом люди при знакомстве с новым продуктом действуют с осторожностью, которой малые дети не обладают. Поэтому одной из задач родителей является правильное и своевременное избавление детей от привычки «пробовать мир» на вкус.
В первую очередь, начните с себя:
- Соблюдайте чистоту и порядок в помещениях;
- Всегда кладите вещи на свои места. Малыш непременно попытается взять в рот то, что лежит не на месте;
- Избавьтесь от привычки доедать случайно упавшую на пол пищу. Хотя бы при ребенке. А лучше, в его присутствии, отправить выпавший из рук кусочек в мусоросборник, попутно разъясняя малышу свое решение;
- Не держите у себя во рту несъедобные вещи в присутствии малышей. Откусить нитку или открывать упаковку зубами можно, не демонстрируя эти действия малому дитю. Нахождение во рту взрослого человека любых посторонних предметов, как зубочистка или карандаш, не станет хорошим примером для вашего отпрыска. Особенно это касается обгрызания ногтей, от чего долго не могут избавиться некоторые люди.
Поведение взрослых является предметом для подражания малышей, которые неосознанно повторяют многие действия.
Обеспечьте ребенку полную безопасность и гигиену:
- Исключите из поля зрения и доступности малыша все мелкие и опасные предметы. Ведь они, при попадании в дыхательные пути, могут застрять и спровоцировать довольно печальный исход;
- Особенно осторожно нужно быть с ядовитыми веществами и химикатами;
- Регулярно, а лучше ежедневно, мойте те игрушки и предметы, которыми он пользуется наиболее часто.

Применяйте верные психологические методы:
- Ненавязчиво убирайте из рук малыша ненужный предмет, переключая внимание;
- Объясняйте ребенку, на доступном для него уровне, свой запрет и предлагайте альтернативный вариант — замените камушек на печенье или сок;
- Запреты должны быть постоянными, а не периодическими;
- Разъясняйте на примерах предназначение предметов;
- Поощряйте малыша за послушание;
- Высказывайте свои слова в рекомендательно — игровой форме;
Чего делать не стоит
Отучение ребенка от сосания пальца или волос, привычки грызть карандаш или дужку очков не должно стать «карательной операцией». Поэтому нужно проявлять терпение и такт, а также не допускать такие действия, как:
- Ругать, наказывать или даже бить малыша, особенно в очень раннем возрасте;
- Обижаться на ребенка;
- Резко вырывать предмет из рук;
- Демонстрировать откровенно отрицательные эмоции.
Вспомните свои вредные привычки и задумайтесь о том, как скоро вам удастся искоренить их.
- Применять разные стили в воспитании и запретах. Так, если мама запрещает ребенку что-либо класть в рот, а папа при этом не делает отпрыску замечания, то процесс избавления от вредной привычки затянется;
- Ожидать немедленного исполнения вашего запрета на «использование рта» не по назначению.
И главное: не останавливайтесь на половине пути, «сдавшись» от отсутствия быстрого результата. Впереди у вашего отпрыска долгая жизнь, в которой он будет нуждаться в ваших советах и рекомендациях.
Когда потребуется помощь специалиста
Есть определенные действия детей, на которые надо обратить внимание и, возможно, даже обратиться к специалистам разного профиля. Например:
- Малыш, старше 3 лет, с настойчивостью продолжает сосать и облизывать предметы;
- Ребенок более старшего возраста в неблагоприятных ситуациях периодически применяет, в виде формы успокоения, помещение в рот карандаша, пальца, волос или прочих предметов;
- На вредную привычку указывают воспитатели в детском саду или школьные учителя, а дома она не проявляется;
- Появилась потребность в поедании определенных видов несъедобных текстур, как мел, песок и прочее;
- Отпрыск демонстративно глотает различные мелкие предметы, делая это своей «фишкой»;
- Поедание пищи и предметов без разбора.
Все эти поступки могут свидетельствовать о следующем:
- Компенсируется не полностью удовлетворенная потребность в сосании;
- Присутствие стресса;
- Признаки анемии;
- Недостаточная работа органов, отвечающих за чувствительность.
Опасения родителей являются поводом для обращения к врачам: педиатру, гастроэнтерологу, психиатру или другим специалистам. Также хорошо помогают советы психолога.