Самый активный период роста и развития детей — до трехлетнего возраста. Заложенные родителями знания, навыки и умения дадут результаты в последующей жизни малыша. Многое достигнуто за этот небольшой период и теперь мамы и папы могут пожинать плоды приложенных усилий. Глядя на чадо, родителей интересует, что должен уметь ребенок в 3 года. Перечень способностей уже достаточно велик.
СОДЕРЖАНИЕ
Физическое развитие ребенка
Трехлетний ребенок уже встает на ножки, ползает, садится, уверенно ходит и умеет:
- удерживать равновесие, когда ходит на носочках и стоит на одной ноге;
- ходить по лестнице в обоих направлениях, чередуя ножки;
- бегать;
- перепрыгивать невысокие препятствия;
- спрыгивать с небольшой высоты;
- поднимать и бросать предметы;
- использовать предметы по назначению или в соответствии с желаниями;
- играть мячом;
- раскручивать-закручивать болтики;
- одеваться и раздеваться самостоятельно;
- чистить зубы;
- мыть руки;
- пользоваться горшком (туалетом);
- самостоятельно пользоваться столовыми приборами;
- крутить педали велосипеда и ездить на нем (трехколесном).
Но сразу нужно оговориться — многие навыки ребенок приобретет только в том случае, если родители приложили какой-то минимум усилий для того чтобы он это освоил. Так например, ребенок в 3 года никогда не научится кататься на трехколесном велосипеде, если родители не купили его ему (естественно), и не потратили неделю на то чтобы он научился кататься на нем. И конечно, все дети разные, и способности к обучению тоже (и это нужно уметь принимать).
Речевое развитие
Речь малыша уже достаточно развита – он знает много слов и умеет выстраивать предложения, выражать желания, говорить «спасибо», «пожалуйста» в соответствии с назначением.
Может вступать в диалог со взрослыми и детьми, делать выводы, отвечать на вопросы. Начинается период «почемучки», когда малыш задает много вопросов, иногда даже самых нелепых.
Задача родителей – отвечать на них, а не игнорировать. Иначе в ребенке может угаснуть интерес к познаниям.
Если в трехлетнем возрасте ребенок не выговаривает какие-либо буквы, то это еще не повод для беспокойства и обращения к логопеду. Когда малыш коверкает слово — взрослому нужно обязательно произнести слово правильно. Даже если он не сможет повторить — в памяти останется.

Нужно быть аккуратнее с неприличными словами и выражениями, потому что трехлетний малыш все схватывает на лету. Дети воспитываются не так наказами, как поведением родителей — они просто копируют его. Как пример — если родитель учит ребенка «не говори так, это плохо», но при этом в его речи присутствуют эти слова — эффект будет нулевой.
Если родители с рождения уделяли внимание ребенку, разговаривали с ним, проговаривали все действия, то к трехлетнему возрасту особых проблем с речью быть не должно.
Не забывайте и об обучении английскому языку, ведь это язык международный, и 100% может пригодится в жизни. Если ваш ребенок быстро обучается родному языку, нет никаких задержек в развитии речи, то уже в 4-5 лет можно плавно начинать обучению английскому.
Математическое, логическое и творческое мышление
Говоря о том, что должен уметь ребенок в три годика, следует отметить важность развития навыков в математике, логике и творчестве.
Математические умения сводятся к умению считать, минимум до трех, показывать пальчиками свой возраст, пересчитывать небольшое количество предметов. Малышу знакомы понятия, как много или мало, высокий или низкий, маленький или большой.
Различает и называет простые геометрические фигуры, умеет сравнивать предметы по цветам, формам и величинам.
Логическое мышление достаточно развито. К трехлетнему возрасту ребенок:
- складывает крупные пазлы из двух-четырех частей;
- выбирает нужный предмет из предложенных;
- запоминает детали предметов;
- собирает сортеры;
- может найти подходящую пару предмету;
- определяет недостающую деталь на картинке или предмете;
- выставляет предметы по размеру;
- повторяет движения за взрослыми;
- использует предметы по назначению;
- находит сходства и различия.

Творчество
Прогрессируют и творческие навыки ребенка. Малыш знает основные цвета, может их называть и выбирать предметы одинакового цвета из нескольких предложенных.
Сформированы определенные навыки рисования – может нарисовать фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал), человечка из палочек и кружочков, подобрать правильно цвет карандаша к рисунку (трава – зеленая, солнце – желтое).
Любимое занятие трехлеток – лепка из пластилина или теста. Они могут скрутить из него колбаску, кружочек, сделать блинчик и соединить их в единую композицию.
В трехлетнем возрасте дети много фантазируют, перевоплощаются в героев любимых мультфильмов и сказок, придумывают истории, раздают роли окружающим, подражают взрослым и детям. Не нужно мешать ему в этом, а лучше подыграть. Так развиваются его творческие способности.

Трехлетний малыш знаком с многими тонкостями окружающего мира — Различает времена года, день и ночь, знает названия животных, птиц, рыб, растений, овощей, фруктов, ягод, явлений природы (дождь, снег, радуга). Кроха способен понимать и выполнять многие правила, что перед едой нужно помыть руки, придя домой с улицы – переодеться, мусор выбросить в ведро и т.д.
Причины для обращения к специалистам
Все дети разные и их умения зависят от наследственности, характера, усилий родителей, приложенных к развитию малыша. Однако на некоторые моменты следует обратить внимание:
- ребенок часто падает, не умеет прыгать, крутить педали, бросать мяч;
- не умеет правильно держать ручку или карандаш;
- не выстраивает предложения;
- не разговаривает;
- не умеет складывать пирамидку и башню из кубиков и других предметов;
- не фантазирует;
- не проявляет желание играть со взрослыми и детьми;
- не смотрит в глаза;
- закатывает истерики на «пустом месте»;
- не понимает просьб взрослых;
- не просится на горшок;
- не ест самостоятельно;
- не одевается без посторонней помощи.
Заметив в ребенке хотя бы одно из таких несоответствий, для перестраховки лучше обратиться к врачу.
Если трехлетний ребенок не умеет делать элементарных вещей, соответствующих возрасту, то это еще не признак проблем со здоровьем. Возможно, это упущения родителей, которые мало проводили времени с малышом и не занимались с ним.

Причиной может быть также избалованность, когда родители все делают за ребенка и предугадывают его желания.
Навыки и умения у ребенка в три года сами по себе не появляются – их нужно развивать. И это — главная задача родителей.