Аптека

Развитие ребенка в 6 лет: что должен уметь и знать дошкольник


Время летит незаметно, и наши детки быстро подрастают. И вот уже в семье не малыш, а вполне осознанный и почти самостоятельный старший дошкольник. А о том, что должен уметь и знать ребенок в 6 лет, увы, осведомлены не все родители.

Развитие ребенка в 6 лет

Развитие 6 летнего ребенка

Шесть лет, как подготовительный к учебе возраст, крайне нуждается во внимании взрослых. К этому времени детки уже хорошо владеют мелкой моторикой рук, усиленно развивают когнитивные функции, умеют владеть своими эмоциями и принимают начальные этапы самоконтроля. Т.е. вы любуетесь не на малютку, а на уже достаточно зрелую и хорошо сформировавшуюся личность.

Воспитание дошкольника
Воспитание дошкольника

Помните, что и воспринимать шестилеток следует как почти полноправного члена семьи, с поправкой на его «недозрелость», исключительно в силу прожитых лет. Он – личность.

Социализация и необходимые навыки

Умение соблюдать правила поведения в обществе уже достаточно развито у шестилеток. Их формирование постепенно происходит в процессах общения детей со сверстниками, взрослыми людьми и копированием поведения родителей.

Что должны уметь дошкольники:

  • Адекватно коммуницировать с другими детьми, понимая границы дозволенности;
  • Здороваться и прощаться;
  • Благодарить за оказанные услуги, внимание или подарки;
  • Уметь договариваться и обозначать свои границы без агрессии;
  • Не смущаться посторонних людей или незнакомой обстановки, в присутствие родителей;
  • Заводить новые знакомства в среде сверстников;
  • Обозначать свои симпатии, безразличие или антипатию к другим людям или событиям;
  • Участвовать в обсуждении правил игры и общения в целом;
  • Разрешать конфликтные ситуации без привлечения старших;
  • Совершенствовать навыки по самостоятельному обслуживанию себя (способность одеться/раздеться и сложить вещи по местам, убрать со стола посуду, наполнить едой тарелку, выполнить ежедневные гигиенические процедуры);
  • Проявлять терпеливость и усидчивость, выполняя поставленную задачу;
  • Уметь контролировать свои эмоции и занижать уровень требований;
  • Проявлять интерес к более сложным играм и занятиям.

Следует знать, что в 6 лет малыши уже начинают проявлять свой интерес к противоположному полу.

Бытовые навыки дошкольника
Бытовые навыки дошкольника

Дети на седьмом году жизни становятся вполне активной, осознанной и отвечающей за свои поступки личностью, создающей свой социальный мир и связи в нем.

Интеллектуальное развитие

К шести годам маленькие «почемучки» продолжают задавать интересующие их вопросы взрослым и формировать представление об окружающем мире на основе полученных ответов.

Одновременно с этим, дошкольники уже имеют свой «набор» жизненного опыта, который они используют при решении различных задач.

К возрасту 6-ти лет малыши должны владеть следующими умениями и знаниями:

  • Знать имя, фамилию и отчество, как свои, так и ближайших родственников;
  • Называть дату своего рождения, адрес, место проживания;
  • Помнить имена друзей, родственников и немного разбираться в близких родственных связях: брат, сестра, бабушка или дядя;
  • Знать профессии родителей и иметь представление о том, чем они занимаются на работе;
  • Перечислять в правильной последовательности дни недели и месяцы, сезоны года и время суток;
  • Правильно именовать части тела;
  • Своевременно использовать информацию, которую они почерпнули в книгах, фильмах, разговорах или личных наблюдений;
  • Осознавать причинно-следственную связь событий и уметь формулировать логические цепочки последствий;
  • Знать наименования многих, наиболее распространенных представителей флоры и фауны;
  • Иметь начальное представление о правилах дорожного движения и соблюдении безопасности;
  • Концентрировать внимание на одном занятии в течение 15-25 минут;
  • Отличать первостепенные и вторичные свойства предметов;
  • Проявлять фантазию в играх, придумывании концовки рассказа или сочинении собственной сказки;
  • Иметь представление об общепринятых праздниках и поводах для семейных торжеств;
  • Обладать навыками ежедневного самообслуживания;
  • Писать буквы и цифры;
  • Кататься на велосипеде и самокате;
  • Уметь хорошо поддерживать беседу и т.п.
Интеллектуальное развитие дошкольника
Интеллектуальное развитие дошкольника

Дети этого возраста имеют острую тягу к новым познаниям, что значительно повышает их интеллектуальность и общее развитие.

Развитие речи

Шестилетним деткам очень нравится много говорить и вести достаточно долгие беседы с друзьями или взрослыми. А объем словарной памяти к этому возрасту может достигать 3,5-4,0 тысячи слов.

К 6-летнему возрасту дети должны уметь:

  • Грамотно выстраивать предложения, с согласованными между собой частями речи и применением словарных синонимов;
  • Употреблять многосложные слова и длинные предложения;
  • Вставлять в речь прилагательные в сравнительной степени;
  • Выговаривать все буквы и звуки, если нет логопедических отклонений;
  • Иметь навыки к простому звуковому анализу слов, а также подбору синонимов/антонимов к ним;
  • Тембрально доносить эмоциональный подтекст произносимого материала, используя громкость голоса, темп речи и интонацию;
  • Развернуто отвечать на вопросы и подробно описывать происходящие события;
  • Легко понимать и уметь пересказывать своими словами содержание сказок, историй, фильмов и стихов. При этом акцентируясь на главном в содержании и отбрасывать незначительные детали;
  • Обладать достаточной долей понимания произносимых шуток, забавных каламбуров или анекдотов, которые соответствуют его годам;
  • Применять в описании предметов, действий или явлений большое число глаголов и прилагательных, указывающих на их свойства;
  • Последовательно произносить монологи и вести диалоги, отстаивая точку зрения не эмоционально, а с применением словарного запаса;
  • Четко формулировать вопросы и свои ответы;
  • Придумывать собственные истории, используя логические связи.
Развитие речи
Развитие речи

Психология дошкольника

Психологическое состояние нормально развитого шестилетнего ребенка уже достаточно сформировано для того, чтобы:

  • Хорошо осознавать собственное «я», определяя себя, как индивидуальность;
  • Уметь подвергать анализу собственные действия и поступки других людей;
  • Обладать любознательностью, состраданием, самоуважением и проявлением заботы.

Старший дошкольный возраст уже позволяет определить формирование психотипа и предрасположенность к определенным видам развития у ребенка.

Это – человек, у которого уже есть чувство ответственности и поэтому ему можно доверять несложные поручения.

У шестилеток преобладает эмоциональность, которую можно хорошо использовать для его развития. Постарайтесь использовать естественный период «хочу все знать и уметь», применяя игровые, ненавязчивые формы развития. Только реально интересное для ребенка занятие принесет ему пользу.

Общение со сверстниками
Общение со сверстниками

Помните, что шестилетние дети – зеркало, в котором отражаются поведение, манеры и поступки взрослых людей.

Дошкольникам свойственно активно развивать новые знакомства, совершенствуя коммуникабельность. Но одновременно появляется и различие компаний на «мальчиковые» и «девичьи». А вот от внимания и опеки родителей эти будущие ученики стараются незаметно «улизнуть», поскольку больше не нуждаются в этой «услуге» круглосуточно.

Память и развитие внимания

Произвольная память, как и внимание, у шестилетних детей уже хорошо развиты. Ведь мозг в этом возрасте достаточно сформирован для запоминания больших доз получаемой информации.

Шестилеткам свойственно:

  • Концентрация на игре или другом деле в течение 20-30 минут;
  • Запоминание несложных по тексту, но достаточно длинных стихов, песен, сказок и рассказов. Дети лучше заполняют память тем, что им действительно интересно;
  • Знание дороги от дома до садика, магазина или места проживания бабушки;
  • Целенаправленное желание прилагать усилия к запоминанию.

Развитию концентрации внимания помогают:

  • Несложные задания взрослых на поиск мелких отличий на двух картинках;
  • Собирание простых пазлов;
  • Заучивание в игровой форме стихов, песен и скороговорок;
  • Игра «что изменилось», в которой родители переставляют что-либо в комнате, а затем просят малыша определить объект.
Развитие внимания
Развитие внимания

Важно не заставлять ребенка запоминать информацию методом «зазубривания» или в виде наказания. Поскольку в этом возрасте у малышей есть «фильтр» на личное отношение и предпочтения к желанию «складировать в память» те или иные слова, предметы и события. Строгость и навязывание «лишних» знаний дошколятам без их согласия, может «аукнутся» в школе при посещении «неинтересных» ему уроков.

Мышление

В 6 лет у малышей уже хорошо развито образное мышление для самостоятельных выдумок необычных сюжетов сказок или рисунков, оригинальных поделок и конструкций из кубиков. Таким способом ребенок может проявлять собственное «я» и демонстрировать личное видение применения материалов или трактовки событий и действий.

Хорошо, если ваш шестилетка обладает такими навыками, как:

  • Делает собственные выводы и умозаключения;
  • Сравнивает параметры и свойства предметов, умея их объединять в группы, при этом отделяя лишние элементы;
  • Находит сходные и различные свойства материалов и объектов;
  • Подбирает обобщающие слова для обозначения нескольких вещей или действий;
  • Составляет собственные рассказы по предложенным темам и умеет продолжить начатую сюжетную линию;
  • Своевременно и практично использует знания, полученные в теории;
  • Делает выводы из произошедших ранее событий и действий;
  • Составляет описание по сюжету, изображенному на картинке;
  • Сравнивает предметы или явления, ориентируясь на их высоту, глубину, ширину, вес или структуру;
  • Определяет время по стрелочным часам и т.п.
Мышление ребенка в 6 лет
Мышление ребенка в 6 лет

В формировании правильного мышления большую роль играют:

  • Постоянные, а не периодические, рассуждения взрослых о причинно-следственных связях событий и явлений, отличиях добра от зла, нормах и правилах поведения в обществе;
  • Демонстрация простых примеров из жизни;
  • Развивающие мультфильмы, телепередачи, игрушки и книги.

Полученные знания малыш всегда может дополнить своими выводами, которые он строит на основе собственных ощущений и эмоций. А родители, в случае неверных умозаключений ребенка, должны провести корректировку в голове у чада.

Сенсорные достижения

Сенсомоторное развитие деток проходит в тесной связке с эмоциональным взрослением. Ведь самые первые впечатления от окружающего мира новорожденные получают, используя органы чувств, неосознанно анализируя и запоминая эмоции от ощущений.

Шестилетние детки накопили значительный багаж знаний об окружающем мире. Они имеют познания о формах и размерах предметов, их примерной структуре и пространственном расположении.

Сенсомоторное развитие
Сенсомоторное развитие

В кладовую познаний о мире дети 6 лет должны накопить:

  • Различие цветов и их оттенков;
  • Умение разбирать сложные формы на составляющие части;
  • Знание об основных свойствах предметов или явлений, как огонь, вода, пар и т.д. Понимание применения веществ в зависимости от их характеристик: от намазывания и высыпания до наливания и испарения;
  • Понимание простых химических реакций, законов физики и природных явлений, как то: лед тает в теплом помещении, предметы падают только вниз и дождь может сопровождаться громом и молнией.

Сенсорное восприятие развивается более успешно, если дети в своих занятиях используют: воду, песок, глину, камни, ткани или растения.

Математические знания

Базовыми математическими навыками шестилетние детки должны обладать в следующем объеме:

  • Знать прямой и обратный счет 1 до 10;
  • Считать примерно до 30-50;
  • Складывать и вычитать числа в пределах 10;
  • Ориентироваться в понятиях «большее», «меньшее», «равенство»;
  • Различать цифры, включая двузначные, и уметь их произносить;
  • Знать и уметь изображать их на бумаге основные фигуры геометрии: квадраты, круги, овалы и треугольники;
  • Решать простые и занимательные задачки по математике, используя картинки или предметы.
Математические знания шестилетки
Математические знания шестилетки

Но не расстраивайтесь, если ваше дитятко не обладает этими способностями – вероятно, он пока не нуждается в точных науках.

Успехи в мелкой моторике

Шестилетки вполне свободно владеют своими руками для осуществления необходимых действий:

  • Правильно удерживать в руке карандаш, фломастер, ручку, мелок или кисть для рисования;
  • Прямыми линиями соединять точки, рисовать по клеткам без отрыва руки от поверхности;
  • Ножницами аккуратно вырезать бумажные фигурки по нужным линиям;
  • Вылеплять и соединять композиционно детали из пластичных материалов;
  • Кистью или карандашами заштриховывать линиями разной толщины и разукрашивать фрагменты в книжках;
  • Качественно чистить зубки не только движениями «вправо – влево», но и «вверх – вниз»;
  • Вставлять в иглу нить;
  • Самостоятельно шнуровать и расшнуровывать обувь;
  • Участвовать в отделении крупы от сора;
  • Уметь делать рисунки на крупах, рассыпанных по ровной поверхности;
  • Выполнять несложный ремонт своих игрушек, как помещение на ось колесика от машинки;
  • Хорошо владеть навыками собирания пазлов, мозаики или конструктора;
  • Попадать мячиком точно в цель, при броске одной рукой.
Успехи в мелкой моторике
Успехи в мелкой моторике

Родители детей старшего дошкольного возраста должны обращать внимание на развитие их мелкой моторики, чтобы при школьных нагрузках во время письма, не уставала рука.

Что должен знать ребенок перед школой

По существующим нормам принятия в учебное заведение, членами приемной комиссии лицея или школы проводится оценка физического, психического, социального и эмоционального развития «кандидата на обучение».

Дошкольнику будет предложено пройти несложное тестирование, в котором возможны задания на ориентирование в окружающем мире, степени коммуникабельности и наличия минимальных знаний.

Примеры заданий:

  • Назвать свои Ф.И.О. и, возможно, данные родителей, включая их профессию;
  • Указать свой адрес, название города и страны;
  • Уметь рассказать о себе;
  • Перечислить основные признаки, особенности предметов, названия времен года и суток;
  • Продемонстрировать навыки чтения, письма и счета, а также умение различать базовые геометрические фигуры;
  • Назвать цвета и их оттенки;
  • Знать названия наиболее распространенных представителей флоры и фауны, видов транспорта и обычных предметов;
  • Демонстрировать умение описать эмоции человека, изображенного на картинке и т.п.
Тестирование дошкольника
Тестирование дошкольника

Все эти познавательные способности ребенка должны дать возможность сотрудникам определиться с базовым уровнем развития и соответствующим распределением ребенка в нужный класс.

Различия развития мальчиков и девочек

«Девчонки – это те же мальчишки, только лучше», сказала героиня одного фильма. Спорный тезис, но именно к шести годам начинает вызревать раздел малышей по половому признаку. Старшие дошколята четко осознают свою половую принадлежность, копируя поведение взрослых: дочки – мамино, а сыновья – папино.

В 6 лет примерная «пропасть» по уровню развития девочек и мальчиков уже составляет около 6-10 месяцев. Что не означает «отсталость» мальчишек, которые живут сиюминутными эмоциями и порывами. Просто девчата выбирают ролевую и подражательную поведенческую модель, с четко сформированными задачами и целями, которая считается более здравой и взрослой.

Отличия в развитии мальчиков и девочек
Отличия в развитии мальчиков и девочек

Гендерные отличия шестилеток:

  • Игры. Мальчишки отдают предпочтение активному времяпрепровождению, а девочки – спокойному;
  • Навыки перед школой. Девчата более бегло читают, пишут и рисуют, а ребята более успешны в математике;
  • Эмоциональность. Мальчишки, хотя бы прилюдно, предпочитают воздерживаться от проявления чувств, что вполне дозволено девчонкам;
  • Коммуникация. Пацанам свойственно быстрое знакомство с новыми друзьями, а девочки насторожены в выборе подруг;
  • Семейная социализация. Дочки чаще принимают участие в домашних делах: уборка, мытье посуды, уход за младшими членами семьи или домашними питомцами/цветами. А сыновья, зачастую, не хотят брать на себя ответственность за своим внешним видом, что говорит об их невнимательности и некоторой безответственности.

Поэтому родителям следует обратить внимание на мальчишескую «развинченность» и вырабатывать в сыновьях внимательность и усердие.

Поделитесь
Напишите свой отзыв или мнение

Ваш адрес email не будет опубликован.