Маленький ребенок – это целый огромный мир. Его развитие происходит интенсивно и стремительно. В первый год жизни ребенок усваивает невероятный объем информации, малую долю которой не получает во взрослой жизни. Ежедневно – новые открытия. В полгода ребенок уже многое умеет и радует близких большими успехами.
Развитие способностей у разных детей и происходит по-разному — это нормально. Не нужно «подгонять» развитие своего ребенка под строго определенные критерии, и некие «нормы» (любой развивающийся человек — уникум). Но можно ориентироваться на примерный перечень навыков и умений. Так что должен уметь ребенок в 7 месяцев?
СОДЕРЖАНИЕ
Переворачиваться и ползать
Любое движение становится для ребенка способом познавать мир. Маленький человечек растет, мышцы на ручках и ножках крепнут. Малыш научился держать голову, хватать предметы, бросать игрушки. Пора совершать более активные действия.
Ребенок начинает переворачиваться и ползать — переворачивается на бочок, затем на бочок и обратно на спинку. Величайшим достижением станет умение перевернуться с боку на живот, вытащив самостоятельно ручку из-под животика. Ребенок научится лежать на животе, приподнимаясь на ручках и осматривая комнату.
С большим желанием малыш учится ползать. Он уже хорошо ощутил преимущества подвижного образа жизни. Попытки совершать новые активные действия становятся настойчивыми и уверенными. Сначала он опирается на ручки, потом пробует вставать на четвереньки и двигаться.
Многие дети с удовольствием осваивают этот способ передвижения, но некоторые не спешат. Зато не стремящиеся ползать обычно быстрее начинают ходить.
Самостоятельно сидеть
Активно развивающийся ребенок постоянно находится в подвижном состоянии. Ему уже недостаточно того, что мама держит его на руках и показывает окружающую обстановку. После полугода малыш пытается садиться.
Он начинает делать настойчивые попытки принять вертикальное положение, мама ему помогает: сначала усаживает его у себя на коленях, поддерживая, затем — в кроватке, подложив под спинку подушки и подперев подушками по бокам.
Ребенку нравятся перемены. Новое положение способствует лучшему изучению окружающего мира. Малыш постоянно повторяет попытки – старается подтягиваться, когда его берут за ручки, пытается усесться сам.
Когда ребенок научился уверенно сидеть, его можно сажать на горшок. Обычно в полгода дети хорошо воспринимают горшок и быстро привыкают сидеть на нем. Сам садиться на горшок ребенок не сможет, но внимательная мама будет замечать знаки, которые ребенок начнет ей подавать: пищать, тянуться в ту сторону, хвататься за горшок или как-то по-другому проявлять свое желание.
Способность стоять: первые шажки
Не стоит рано начинать ходить, но многие активные дети предпринимают попытки встать на ножки. Научившись сидеть и ползать, они цепляются ручками за перекладины кроватки, за мамины руки. Есть дети нерасторопные. Таким можно помочь, показав новую возможность, но если ребенок заинтересовался ею, не стоит принуждать.
Часто у ребенка, научившегося вставать, появляется затруднение сесть из положения стоя. Он будет падать на попку или заплачет, прося помощи. Малышу лучше помочь, посадить его, чем-нибудь отвлечь. Постепенно ребенок сам научится садиться.
Перекладывать предметы и грызть пищу
- Ребенок уже научился уверенно хватать различные предметы.
- Движения ручек становятся не хаотичными, а целенаправленными.
- Малыш может играть одновременно с несколькими игрушками, перекладывает их из ручки в ручку и с места на место, заинтересованно играет с пирамидкой и другими игрушками, состоящими из разных частей.
- Проявляет повышенный интерес к мелким игрушкам или их деталям.
В этом возрасте дети хорошо берут и держат бутылочку. С полугода начинается прикорм разными продуктами, и многие пробуют работать ложкой. Первые попытки не нужно ограничивать, ведь ребенок активно развивается. Правда, навряд ли ребенок наестся – каша будет размазана по столику, фартучку и всем окружающим предметам.
- После такого обеда ребенка обычно приходится мыть.
Можно начинать учить ребенка пить из чашки. Но если малыш еще питается грудным молоком, это получится далеко не сразу. Не стоит расстраиваться – просто пить из чашки надо по-другому, чем сосать грудь или бутылочку. Когда ребенок перейдет полностью на общий стол, надо перестать давать ему бутылочку. Он быстро освоит новый способ питья. Хотя ему уже чрезвычайно интересно держать маленькую кружечку и пытаться пить как взрослые.
У ребенка уже прорезаются первые зубы. Он усердно грызет любые предметы, особенно массирующие десна. Нужно особенно внимательно следить за чистотой игрушек. Кстати пригодятся фрукты и овощи, не очень мягкие, но сочные и поддающиеся маленьким зубкам (яблоки, груши, арбузы, бананы, огурцы).
Проявлять определенные умственные способности и черты характера
Самое интересное, что у ребенка начинает проявляться индивидуальный характер. Он еще не умеет говорить предложениями, может только пытаться выговаривать отдельные слоги или простые слова – «мама», «папа», «баба». Но внимательная мама «читает» по его поведению и знает, что означает движение, интонация голоса, выражение личика.
Ребенок общается с окружающими на не вербальном уровне, более сложном, чем привычный взрослым, но более интересном и богатом. Вместе с тем он уже осваивает простейшие игры: «ладушки»,«сорока-белобока», «пальчик-мальчик», «шина-машина» и другие.
Он проявляет неимоверную настойчивость в своих начинаниях. Если он вознамерился что-то достать, он достанет это непременно. Не обращая внимания на неудачи, он будет идти к цели, пока не достигнет ее. Пожалуй, это качество присуще всем без исключения детям.
Развитие умственных способностей ребенка тесно взаимосвязано с физическим развитием. Мелкая моторика, подвижность, разнообразие окружающей обстановки – все это благотворно влияет на развивающийся интеллект малыша. Поэтому очень важно обеспечивать его многообразием предметов, игр, общения.
Вывод
Обобщив весь материал, перечислим то основное, что должен уметь ребенок в 7 месяцев:
- переворачиваться;
- ползать;
- сидеть;
- стоять;
- перекладывать предметы;
- начинать пользоваться ложкой;
- начинать приучаться к горшку;
- совершать попытки говорить самые простые слова, слоги;
- грызть и кусать твердую пищу или специальные прорезыватели для зубов;
- играть в простейшие игры.
Каждый ребенок развивается индивидуально. Не стоит переживать, если ваш ребенок освоил еще не все по сравнению с другими. Наверняка в чем-то он обошел сверстников. Это обычный процесс развития.