Существует несколько классификаций, делящих детские страхи по возрастам, причине возникновения и другим критериям. Для каждого периода детства характерны свои переживания. Справиться со страхами и фобиями поможет психолог. В некоторых случаях может потребоваться консультация врача.

СОДЕРЖАНИЕ
Что такое страх
Страх – это одна из присущих человеку эмоций. С точки зрения физиологии – это цепная реакция, происходящая в организме. Она начинается с воздействия некоего стимула. В ответ в организме вырабатываются химические вещества, влияющие на частоту пульса, дыхание и тонус мышц.
Известны три типа реакции на страх, присущих как человеку, так и животным:
- «бей»;
- «беги»;
- «замри».
Стимулом может быть любой фактор – ползущий по полу паук, лающая собака, внезапный резкий звук, большое скопление людей и пр.
В цепной реакции страха задействовано несколько отделов нервной системы:
- Таламус – принимает сигналы, полученные от анализаторов – глаз, ушей, кожи.
- Сенсорные отделы лобной долги мозга – перерабатывает полученные данные.
- Гиппокамп и миндалевидное тело – сравнивает информацию с имеющимся опытом, хранит сведения о потенциальной угрозе.
- Гипоталамус — запускает ответную реакцию организма.
Цель эмоции – выживание. В ходе эволюции биологические виды, которые испытывали «правильные» страхи, выживали и передавали потомству свои гены. Со временем эти реакции превратились в инстинкты. В одних случаях они полезны, в других – сильно осложняют жизнь.
Отличия от фобии
Страх – это естественная реакция любого организма. Она направлена на сохранение безопасности. «Здоровые» реакции можно объяснить логически. К примеру, человек боится большую лающую собаку, потому что она может укусить. Ребенок боится взрослых, которые могут его наказать – ударить, лишить сладкого или причинить любой другой вред.

В медицине и психологии выделяют патологические боязни — фобии. Обычно это изолированный страх, связанный с конкретным явлением или предметом. Фобии чаще иррациональны, не имеют под собой реальной почвы и не поддаются сознательному контролю. Примером может быть боязнь кошек, облаков, открытого или закрытого пространства, клоунов и пр.
Классификация страхов у детей
Сложно сказать точно, какое количество страхов и фобий существует у человека. Врачи и психологи пользуются несколькими классификациями. В зависимости от причины детские страхи делятся на:
- Возникшие после испытанного стресса (визита к стоматологу, нападения собаки).
- Вызванные детским воображением – боязнь чудовищ, сказочных персонажей и пр.
- Внушенные взрослыми. Нередко, пытаясь добиться послушания, родители пугают малыша милиционером, чужим дядей, уколами.
Из рассказа пациентки во время консультации: «…когда я была маленькой, бабушка мне всегда говорила: доедай, а то цыгане приснятся. Это повторялось довольно часто. Лет с 5 мне стали сниться цыгане, которые хотели меня украсть. Мы жили в частном доме, и я боялась выходить во двор без взрослых. Годам к 10 все прошло само собой – видимо, я просто подросла…»
Другая классификация делит страхи детей на природные и социальные. Первая группа возникает на базе инстинкта выживания. В нее входят боязнь смерти, темноты, чудовищ, громких резких звуков и пр.
Позже у ребенка развиваются страхи, связанные с социумом — одиночества, наказания, быть отвергнутым сверстниками, боязнь «опозориться» при публичном выступлении.
Патологические страхи, или фобии, также делятся на несколько групп:
- Ночные кошмары – часто сопровождаются сноговорением, лунатизмом, энурезом.
- Навязчивые опасения – открытого или замкнутого пространства, полетов на самолете и пр.
- Бредовые переживания — развиваются как симптом психического расстройства.
Именно испуг и фобии становятся самой частой причиной визита к детским специалистам.
Особенности страхов в разном возрасте
В психологии разделяют характерные детские страхи по возрастам. Груднички часто пугаются громких резких звуков. При купании ребенка может напугать глубина воды. Ближе к году ребенок начинает бояться разлуки с мамой, одиночества и незнакомых людей. Этот страх превалирует у детей до 2 лет.
В 2-3 года ребенок получает опыт, который нередко становится причиной страхов. Это может быть боязнь наказания или боли, животных или высоты. Дети 4-5 лет часто отказываются засыпать одни в темной комнате. Их пугают выдуманные или сказочные персонажи.
В 6-7 лет многие малыши испытывают страх смерти – собственной или значимых взрослых. Они задают много вопросов на эту тему, жалуются на кошмарные сны.
В начальной школе на первое место выходят социальные переживания – опоздать на уроки, неверно ответить у доски, быть наказанным родителями ил учителями.

У детей 11 лет и старше появляются более «глобальные» страхи – войны, стихийного бедствия, тяжелой болезни. Наряду с этим возникают негативные переживания, связанные с гормональной перестройкой организма.
Причины детских страхов
Причины, вызывающие детский страх, могут быть связаны с особенностями личности ребенка и влиянием окружающей среды. Наиболее часто тревожность и фобии связаны с:
- Характером и темпераментом ребенка – проблема возникает у мнительных, ранимых и чувствительных детей.
- Стрессами – потерей близкого, болезнью, визитом к врачу, нападением животного и пр.
- Конфликтами и неблагополучием в семье — скандалами, алкоголизмом родителей и пр.
- Гиперопекой и тотальным контролем над каждым шагом.
- Психическими заболеваниями – страх часто выступает одним из симптомов шизофрении, депрессии, невроза, расстройства личности.
- Запугиванием со стороны взрослых – это может быть сознательное давление на ребенка или паническая реакция родителей на какую-либо ситуацию.
- Разговорами на пугающие темы в присутствии детей. Не стоит при ребенке обсуждать жестокие преступления, стихийные бедствия, транспортные катастрофы и другие негативные события.
Согласно статистике, больше подвержены страхам и фобиям единственные дети в семье, не имеющие братьев и сестер.
По мнению психологов, в последнее время частой причиной страхов стал уход детей в виртуальную реальность. Отсутствие понимания и тепла в семье, дефицит общения со сверстниками заставляет с головой погрузиться в компьютерные игры, сюжеты которых часто негативно сказываются на детской психике.
Фобии как вид невроза
Чаще всего фобия является одним из симптомов невроза. Это пограничное психическое заболевание, которое сопровождается эмоциональными, соматическими и поведенческими нарушениями. Неврозы развиваются в результате воздействия стрессовых факторов, хорошо поддаются лечению и полностью обратимы.
Клинические симптомы
Для невроза страха характерные изменения в эмоциональной сфере, поведении и физическом состоянии. Самые частые симптомы, на которые нужно обратить внимание:
- ребенок пугается конкретных предметов или событий – темноты, кошек или собак, клоунов, остаться одному и пр;
- эмоция не имеет под собой реальной почвы;
- малыш старается избегать ситуаций, вызывающих панику – не остается один в темной комнате, отказывается идти в гости, если там есть животные;
- паника возникает при мысли или воспоминании о травмирующем объекте;
- появляются вегетативные реакции – тошнота и рвота, сердцебиение, потливость и бледность кожи, дрожь в руках, обмороки.

При тяжелых формах заболевания ребенок или подросток боится выходить из дома, отказывается идти в школу или детский сад.
Пациентка – девочка 4 лет, мать и бабушка отличаются повышенной тревожностью и мнительностью. Летом во время прогулки попали под несильный дождь. Мама громко высказывала опасения, что дочка заболеет, и торопилась домой. Девочка испугалась, стала плакать. Кожа побледнела и покрылась холодным потом, задрожали руки. Ребенка с трудом удалось успокоить. После этого любое упоминание о дождике вызывало тревогу. Девочка отказывалась идти в садик, если на улице была плохая погода. Потребовался курс медикаментозной терапии, а также работа с мамой по уменьшению тревожности.
Как понять, что ребенок чего-то боится
Не всегда страхи у детей очевидны для взрослых. Заподозрить его можно, если ребенок:
- Требует не гасить свет в комнате, отказывается спать один.
- Прячется в укромные углы – за шкаф, диван, в кладовку и пр.
- Закрывает ладонями уши, зажмуривает глаза.
- Не отпускает от себя маму, крепок держит ее за руку или край одежды.
- Отказывается общаться с другими детьми, не участвует в шумных подвижных играх.
- Норовит забраться на руки к значимому взрослому — маме, бабушке, отцу.
- Плохо спит, часто вскрикивает и плачет во сне, просыпается по несколько раз за ночь.
- Отказывается общаться с незнакомыми людьми даже в привычной домашней обстановке (если в гости пришли друзья родителей и пр).
- Часто плачет, капризничает, упрямится.
- Рассеян, не может сконцентрироваться на чем-либо даже на несколько минут.
Стоит обратить внимание на мимику и жесты малыша – при страхе часто напрягаются мышцы лица и шеи. Руки совершают однообразные движения – ребенок накручивает на пальцы пряди волос, ковыряет в носу, сосет кулачки.
Диагностика детских страхов
Выявлением детских страхов по возрастам занимаются психологи и психотерапевты. Для диагностики применяются:
- Клиническая беседа – проводится у детей старше 3 лет. Если с ребенком установлены доверительные отношения, он не станет скрывать своих переживаний.
- Тесты-опросники. Ученики начальных классов отвечают на вопросы психологу. Беседа проводится наедине с ребенком. Подростки заполняют анкеты самостоятельно.
- Проективные методики — чаще всего детей просят сделать рисунок на ту ли иную тему.

Эффективным считается тест «Страхи в домиках», разработанный А. И Захаровым и М. Панфиловой. Детям предлагают картинки двух домиков разного цвета. В черный «заселяют» объекты, которые пугают малыша, в красный – не вызывающие эмоционального отклика. В конце черный домик можно «запереть на ключ» — ребенок рисует на двери большой замок.
Как справиться с детскими страхами
Какими бы глупыми и смешными не казались детские страхи взрослым, для малыша они таковыми не выглядят. В его глазах это серьезная проблема, справиться которой маленький человек не в состоянии.
Важное значение имеет эмоциональный фон родителей. Бесполезно водить ребенка по врачам и психологам, если мама сама тревожно-мнительная, агрессивная или постоянно раздражается. Особенно это касается детей дошкольного возраста. Нередко решение детских проблем начинают с курса терапии для мамы.
Чтобы помочь ребенку, психологи советуют:
- Никогда не высмеивать детские тревоги, не дразнить трусишкой, особенно в присутствии третьих лиц. Важно дать понять малышу, что взрослый на его стороне, понимает и готов помочь.
- Попробовать объяснить природу пугающего явления — для чего ходят к доктору, кто такие клоуны, почему бывает гроза и пр. Подобный «разбор по косточкам» меняет отношение к объекту страха.
- Постараться исключить источники переживаний – оставлять открытой дверь в детскую спальню на ночь, показать ему, что под кроватью никого нет и пр.
- Каждый день уделять время ребенку, несмотря на занятость и усталость. Малыш будет чувствовать себя нужным и любимым.
- Иногда давать малышу побегать и пошуметь, чтобы выплеснуть накопившееся напряжение.
- Детские психотерапевты часто предлагают малышам нарисовать свой страх. При следующем визите врач просит подарить рисунок ему и прячет листок в стол или шкаф. При этом ребенок символически избавляется от негативных переживаний, как бы отдавая их доктору.
- Сочинять сказки, в которых герой побеждает свою боязнь.
Ни в коем случае нельзя пугать полицейскими, «чужими дядьками», уколами и пр.
Когда требуется помощь специалиста
Не всегда удается победить страхи у детей самостоятельно. Обратиться за помощью к психологу стоит, если:
- Попытки избавиться от страха своими силами не дают результата.
- Приступы паники сопровождаются истериками.
- Наблюдается бурная вегетативная реакция – тошнота, учащение пульса, бледность и потливость кожи, обморок.
- Нарушается социальная адаптация – ребенок отказывается идти в школу или детский сад, общаться со сверстниками и пр.
- Паническая реакция возникает при одном упоминании о пугающем объекте – например, о предстоящем походе к врачу и пр.
- Появляются навязчивые движения и ритуалы.
- Ребенок становится замкнутым, угрюмым, агрессивным.
Опытный психолог проведет беседу с ребенком и родителями, поможет выявить причину страха и избавиться от него. В некоторых случаях он может порекомендовать консультацию врача – детского невролога или психиатра.