Психологическая диагностика страхов у детей — возрастные особенности и методы


Страх – эмоция, которая может носить как защитный характер, так и патологический, разрушающий психику. Не всегда боязнь осознается человеком, особенно если речь идет о ребенке.  Диагностика детских страхов включает клиническую беседу и психологические тесты. Они помогают выявить имеющиеся проблемы и своевременно их скорректировать.

Диагностика детских страхов
Диагностика детских страхов

Виды детских страхов

Появление страхов и их характер обусловлены особенностями детской психики, в частности, хорошо развитым воображением. В психологии используют разные классификации.

В зависимости от причины страхи делятся на:

  1. Возрастные (врожденные) и невротические (приобретенные). Первые бывают практически у всех детей и проходят самостоятельно по мере роста ребенка. Вторые вызваны внешними причинами – психическими потрясениями, неправильным воспитанием и пр.
  2. Личностно-обусловленные (возникают у детей с определенным складом характера) и ситуативные (появляются в опасной или непривычной обстановке).
  3. Воображаемые (сказочных персонажей, темноты, клоунов) и реальные (высоты, собак, незнакомцев).

Существует еще одна популярная классификация.  По характеру течения страхи бывают:

  1. Ночные – в эту же группу входят кошмары. В время сна ребенок кричит, совершает хаотичные движения, может не удержать мочу. Утром чаще всего ничего не помнит.
  2. Необоснованные – соответствуют по фабуле и происхождению личностно обусловленным и воображаемым. Сюда относятся боязнь персонажей мультфильмов, оставаться дома одному и пр.
  3. Навязчивые или фобии – особая группа страхов, носящая болезненный характер. Это может быть страх закрытого пространства, высоты, полетов на самолете и пр.
  4. Бредовые — ребенок начинает бояться «безобидных» предметов – игрушек, телефона, подушки. Причиной может быть кошмарный сон или просмотренный мультфильм.

Для каждого возрастного периода характерны разные фабулы страха.

Период новорожденности

Существует мнение, что до полугода ребенок не способен испытывать страх. Его нервная система не достигла нужного уровня развития. Примерно с 6 месяцев грудничок распознает реакции взрослых и «отзеркаливает» их. Поэтому молодой маме важно сохранять спокойствие в присутствии малыша.

Первые признаки тревоги определяются в 7 месяцев. Грудничок проявляет беспокойство, если мама отходит от него.

1-3 года

В этом возрасте психика ребенка стремительно развивается. Кроха получает новый опыт и впечатления. Некоторые из них способны вызвать страхи:

  1. Неожиданных резких звуков – хлопков, ударов, выстрелов и пр.
  2. Темноты – связан с опасением остаться одному, лишиться защиты и поддержки мамы.
  3. Незнакомых людей, животных.
  4. Боли – уколов и пр.
  5. Вымышленных персонажей — героев сказок, мультфильмов, фольклора.
Страх у ребенка 1-3 лет
Страх у ребенка 1-3 лет

У малышей первых лет жизни учащаются страшные сны и появляются ночные кошмары.

3-7 лет

После трех лет ребенок начинает ощущать себя как отдельную личность и одновременно вливается в социум. Дети стремятся быть самостоятельными и у них бурно развивается воображение.

В 3-4 года ребенок переживает возрастной кризис — становится раздражительным, плаксивым, капризным.  Наиболее частые страхи:

  • одиночества;
  • наказания;
  • быть ненужным — малыш опасается, что его разлюбят.

С 5 лет ребенок начинает понимать, что люди бывают хорошие и плохие. В это время усиливается мнительность и тревожность. Обостряются страхи боли, темноты, смерти родителей, огня и пр. Дети начинают задумываться о будущем, что тоже может вызвать опасения и тревогу.

Страхи школьного возраста

У младших школьников появляется чувство долга и ответственности. В это время страх собственной смерти сменяется боязнью потерять родителей. Дети опасаются нападений злых незнакомых людей. Наряду с этим появляются типичные «школьные» страхи:

  • плохих оценок;
  • наказания со стороны педагога или родителей;
  • строгого учителя;
  • не справиться с заданием;
  • не вписаться в коллектив одноклассников.

 Особенно сложным для ребенка становится период с 11 до 16 лет. В это время устанавливается мировоззрение, появляются жизненные принципы. Подросток ищет свое место в межличностных отношениях. В это время его терзают противоречия. С одной стороны, хочется быть таким же как сверстники, слиться с какой-либо группой. С другой, ребенок не хочет потерять свою индивидуальность.

Страхи подростка
Страхи подростка

При правильной переработке с возрастом страхи школьников уменьшаются и исчезают совсем. Однако в некоторых случаях они перерастают в фобии и другие навязчивые состояния.

Отличия страха и фобии

Страх у здорового человека следует отличать от фобии. В первом случае эмоция возникает в ситуации опасности (реальной или предполагаемой), и имеет логическое объяснение. Когда угроза минует, страх постепенно проходит.

Фобия – это патологическая боязнь конкретного объекта или ситуации.  Предмет страха может не представлять реальной угрозы. Фобия отличается длительным устойчивым течением.

Обе эмоции имеют общую нейрофизиологическую основу. Однако здоровый страх играет защитную роль для организма, заставляет сконцентрироваться и стать осторожнее.

Фобия заставляет человека избегать ситуаций, где можно столкнуться с пугающим объектом. Чаще предметом патологической боязни становятся «безобидные» явления:

  • животные и птицы;
  • открытое или закрытое пространство;
  • природные явления;
  • медицинские процедуры;
  • возможность совершить какое-либо действие или попасть в неприятную ситуацию и пр.

Всего в медицине и психологии насчитывается более 500 видов фобий.

Методы диагностики

Диагностика детских страхов, тревоги и фобических расстройств проводится психологами, врачами-психотерапевтами и психиатрами.
Для выявления негативных эмоций используются:

  1. Клиническая беседа. Врач или психолог в общении с ребенком наблюдает за его поведением и реакциями, выслушивает ответы на вопросы и сравнивает слова с невербальными сигналами.
  2. Тесты-опросники.
  3. Проективные методики – выявление скрытых страхов у дошкольников через рисунки игры и пр.

Анкеты и опросники подходят для диагностики взрослых и подростков, осознающих свою проблему и ищущих помощи. Проективные методики эффективны у детей до 12 лет.

Симптомы

Симптомы страха у детей и подростков могут выявить родители или специалист во время консультации. Взрослым стоит насторожиться, если ребенок:

  1. Отказывается оставаться один в комнате, стремится постоянно находиться рядом с родителями, бабушками и пр.
  2. При попадании в определенное место в квартире или на улице зажмуривает глаза, старается пробежать его побыстрее, закрывает ладошками уши.
  3. Кричит и плачет по ночам, видит кошмарные сны.
  4. Жалуется на преследование страшными героями фильмов или мультиков, сказочными персонажами.
  5. Пугается при резком включении света, громком звуке, появлении другого человека.
Симптомы страха у ребенка
Симптомы страха у ребенка

Клинический пример: девочка 6 лет, живущая в сельской местности. Проходя мимо жилого дома, увидела собаку, которая громко и агрессивно лаяла, пыталась наброситься. Хотя животное было на цепи и за забором, девочка сильно испугалась. В дальнейшем ребенку приходилось часто ходить в этом месте. Девочка старалась как можно быстрее пробежать мимо этого дома, даже если собаки не было видно. Так продолжалось примерно до 11 лет. С возрастом девочке стало неловко проявлять свой испуг, так как она уже чувствовала себя взрослой. Однако каждый раз проходя мимо злополучного двора, она ощущала тревожность и дискомфорт.

Методика «Страхи в домиках» М.А. Панфилова

Используется для определения страхов детей дошкольного возраста. Малышу дают картинки с 2 домиками – красным и черным. После этого договариваются, где будут жить «страшные страхи», а где – «не сильно страшные».

Далее ребенку называют поочередно страхи из списка и просят записать их номера в соответствующий домик. При этом периодически уточняют: это страшный страх или не очень?

Тест страхи в домиках
Тест страхи в домиках

Психолог при этом сидит рядом с ребенком (не напротив!), подбадривает его и хвалит.  Этот способ широко применяется для обследования детей в садах и начальной школе.

Методика А. И. Захарова «Нарисуй свой страх»

Методика известного детского психолога А. И Захарова не только диагностический, но и терапевтический. В процессе рисования у ребенка снижается эмоциональное напряжение и страх постепенно отступает.

Ход обследования:

  1. Психолог беседует с ребенком о его с страхах, делая переживания актуальными.
  2. Малышу дают бумагу и цветные карандаши и просят нарисовать свой страх. Если пугающих объектов несколько, просят изобразить самый яркий и сильный.
  3. По окончании малыша просят рассказать, что он нарисовал.

Обращают внимание на сюжет рисунка, использованные цвета, яркость красок и четкость линий. В конце занятия ребенок может скомкать или порвать листок, избавившись таким образом от своего страха. Еще один прием – листок и спрятать его в шкаф со словами «я забираю твой страх, он будет заперт в шкафу и больше оттуда не выберется и не напугает тебя».

Опросник А. И. Захарова «Подверженность ребенка страхам»

Методика психодиагностики помогает оценить общий уровень тревожности и эмоциональной напряженности. Исследователь спокойно беседует с ребенком, затем перечисляет разные страхи по списку. Ребенок должен ответить – боится он или нет того или иного явления.

В конце теста подсчитывают количество указанных страхов и определяют уровень тревожности:

  • 0 – 12 баллов – низкий;
  • 13 – 15 – средний;
  • 16 – 29 – высокий.

По результатам исследования составляют план психологической коррекции.

Проективная методика Луизы Дюсс

Дошкольнику рассказывают сказки и просят представить себя одним из персонажей.  В конце задают вопросы по сюжету и наблюдают за реакцией малыша. Автор рекомендует обратить внимание на:

  • Попытку перебить взрослого;
  • Просьбу закончить чтение или отказ отвечать на вопрос;
  • Неожиданные идеи для продолжения или конца сказки;
  • Поспешные ответы;
  • Изменение громкости, тембра голоса;
  • Признаки волнения – покраснение или бледность кожи, хаотичные движения руками, тики и пр.
Диагностика страхов Луизы Дюсс
Диагностика страхов Луизы Дюсс

Все эти сигналы говорят об имеющейся тревоге, внутреннем конфликте или психическом расстройстве.

Страх, когда я сплю и бодрствую

Эта диагностика детских страхов тоже основана на рисовании. Дошкольника просят изобразить на бумаге, чего он боится во сне и наяву. В конце предлагают описать пугающее явление словами.

Мои страхи

Психолог или врач общается с ребенком, налаживает с ним контакт и узнает от негативных переживаний. Затем малышу дают бумагу и карандаши и предлагают рисовать на любую тему. Обращают внимание на:

  • цвета рисунка;
  • сюжет;
  • четкость линий;
  • расположение персонажей по отношению к друг другу и краям листа.

Методика подходит для обследования детей до 8 – 9 лет.

Рисунок семьи

Диагностический тест для оценки ситуации в семье и осознания ребенком своего места в ней. Для начала испытуемого просят изобразить на бумаге семью (всех, кого он сочтет нужным).  Затем задают уточняющие вопросы:

  1. Чья семья изображена – самого малыша, вымышленного персонажа и пр.
  2. Кто какую роль исполняет в семье?
  3. Где находится каждый член и чем он занят?
  4. Кто самый грустный из персонажей на картинке?
  5. Кого чаще всех наказывают и как?
Диагностический тест рисунок семьи
Диагностический тест рисунок семьи

Из ответов можно получить объективную информацию об отношениях в семье и переживаниях детей.

Выявление тревожного ребенка в группе

Метод психодиагностики Г. Лаврентьевой и Т. Титаренко позволяет выявить тревожных ребят в коллективе детского сада и младшей школы. Малышам раздают анкеты и просят ответить на вопросы. По результатам психолог оценит, есть ли у ребенка:

  • силы и желание для продолжительной игры;
  • проблемы со сном или аппетитом;
  • возможность пожаловаться на страхи или ночные кошмары;
  • перепады настроения.

Тест носит скрининговый характер и не позволяет выявить у детей конкретные страхи. Малыши с высокой тревожностью нуждаются в дополнительном тестировании.

Как определить у дошкольника страх разлуки

На определенном этапе дети начинают опасаться разлуки с родителями. С точки зрения психологического развития это даже полезно – ребенок учится отделяться от взрослых и быть самостоятельным.  Однако для самого малыша этот процесс сложный и мучительный.

Заподозрить страх разлуки можно, если ребенок:

  • грустит после ухода родителей;
  • постоянно спрашивает о маме и папе, беспокоится о них;
  • боится, что его не заберут домой;
  • не желает оставаться один;
  • боится засыпать, видит страшные сны.

Боязнь разлуки может вызвать у детей соматические расстройства. Важно правильно связать причину и следствие и вовремя провести коррекционную работу. Занятия с опытным педагогом и психологом помогут пройти возрастные кризисы и вырастить здорового и счастливого человека.

Поделитесь
Напишите свой отзыв или мнение

Ваш адрес email не будет опубликован.