Пубертатный возраст – время, когда меняются ценности, убеждения, отношения к окружающему миру. Практически всегда это сопровождается эмоциональной неустойчивостью, возбудимостью и тревожностью. Страхи детей и подростков могут быть вызваны биологическими и социальными причинами.
СОДЕРЖАНИЕ
Психологические особенности подросткового возраста
Подростковым называют возраст с 11-12 до 18 лет. В это время ребенок активно меняется с физической и психологической точки зрения. Кризис подросткового периода связан с освоением социального пространства, поиском своего места в нем.
Характерные черты личности в этот период:
- Чувствительность к внешней оценке.
- Излишняя самонадеянность, резкие безапелляционные суждения.
- Сочетаются противоположности: застенчивость с вызывающей развязностью, ранимость с черствостью, нежность с жестокостью и пр.
- Резко меняется настроение, иногда без видимых причин.
- Конфликт между желанием быть уникальной личностью и таким как все, частью сообщества.
- Подросток не может жить взрослой жизнью по объективным причинам, но стремится к этому, требует равных прав со старшими. Реализует это желание через внешнюю атрибутику – сигареты, спиртное, копирование «взрослых» отношений.
- Заниженная самооценка, высокие требования к себе и окружающим.

В юношеском возрасте резко изменяется внешность, походка, манеры. Юноши стараются придать движениям развязность и небрежность. Девушки стремятся соответствовать «идеалу» с обложек журналов. Видя несовпаления, часто выплескивают недовольство на окружающих.
Причины фобий
Корни подростковых страхов кроются в физических изменениях и социальной среде, где растет ребенок. Самые частые причины:
- Перестройка эндокринной системы. Выброс гормонов провоцирует эмоциональную неустойчивость, тревожность, слезливость и другие реакции. Малейшая неудача кажется трагедией, пугает и лишает покоя.
- Наследственность. Если у кровных родственников имеются страхи, фобии, психические расстройства, риск появления проблем у подростка возрастает.
- Пережитые в детском возрасте эмоциональные травмы – испуг, потеря близких и пр.
- Конфликты в дошкольных учреждениях и школе – со сверстниками, педагогами, старшими детьми.
- Употребление алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ.
- Отсутствие близких доверительных отношений с друзьями, родителями.
- «Перекосы» воспитания в семье – гипероперка или чрезмерная жесткость со стороны взрослых, асоциальные родители (алкоголики и пр).
- Врожденные (конституциональные) особенности характера ребенка – повышенная тревожность, ранимость, впечатлительность.
В зависимости от причин врач или психолог создает стратегию работы с детской проблемой и выбирает методы коррекции.
Виды подростковых фобий и страхов
В психологии страхи детей и подростков условно делят на 2 большие группы – природные и социальные. В первую категорию входят связанные с инстинктом самосохранения – боязнь животных, темноты, призраков, воды, высоты и пр. Вторая группа включает страх одиночества, наказания, отверженности, несостоятельности в глазах взрослых или ровесников.
По наблюдениям врачей, природные страхи характерны для детей 10 – 12 лет. К 15 годам уменьшаются инстинктивные фобии и нарастают социальные. Девочки больше подвержены боязни, чем мальчики.
Какие еще симптомы сопровождают фобию
Фобия – патологическая боязнь конкретного предмета. Объектом могут стать безобидные явления – птицы, облака, дождь и пр. Симптом возникает как самостоятельное расстройство или в рамках другого психического заболевания.
Кроме боязни проявлениями патологии бывают:
- Напряженность, тревога, бурная эмоциональная реакция.
- Головокружения.
- Тошнота, рвота, боль в животе.
- Бледная кожа, покрытая холодным потом.
- Одышка.
- Учащение пульса.
- Слабость, дрожь в руках и ногах.
- Расстройства сна.
Дети старшего возраста могут понимать нелепость страха, пытаются скрывать его или бороться. Если фобия развилась в рамках психоза, ребенок создает магические ритуалы для защиты от пугающего объекта – плюет через плечо, совершает определенные движения руками и пр. Осложнения и последствия подростковых страхов

Главное осложнение страхов у детей и подростков – нарушение адаптации в обществе. Нарастающая боязнь негативно сказывается на поведении – ограничивает и упрощает повседневную деятельность:
- Школьник отказывается от прогулок на улице – в парке, на спортплощадке и пр.
- Избегает улиц с большим количеством людей и активным движением.
- Перестает участвовать в школьных или студенческих мероприятиях.
- Сводит к минимуму общение со сверстниками.
- Становится вялым и безынициативным.
В наиболее тяжелых случаях ребенок не покидает пределов своей комнаты. Для него крайне важно постоянное присутствие рядом родителей. Все эти изменения неизбежно сказываются на будущем – профессиональной сфере и личной жизни.
Постепенно присоединятся острые и хронические расстройства – депрессии, психосоматические синдромы, психотические нарушения.
Диагностика подростковых фобий
Диагностику страхов, тревоги и фобий проводит психолог, врач-психотерапевт и психиатр. Чтобы выявить проблему и правильно ее оценить, с ребенком необходимо установить доверительные отношения. Даже «благополучные» подростки в силу своего возраста становятся скептичными, настороженными и недоверчивыми. У школьников с фобиями ситуацию осложняет смущение и застенчивость.
В программу обследования входят:
- Клиническая беседа или психологическое интервью. Специалист разговаривает с подростком, расспрашивает его о беспокоящих симптомах, их влиянии на качество жизни. В ходе беседы врач расспрашивает о быте ребенка, его интересах, отношениях. Помимо сказанных школьником слов важное значение имеет поведение. Психолог или психиатр внимательно наблюдает за жестами, ребенка, его мимикой, поведением, реакциями на тот или иной вопрос.
- Клинические опросники и тесты. Используются шкалы ранжирования страхов, анкеты для выявления стимулов и скрытых фобий. Некоторые методы позволяют определить степень правдивости во время интервью. Популярностью и специалистов пользуются опросники И. П. Шкуратовой, Г. Айзенка, Ю Щербатых и Е. Ивлевой.
- Рисуночные тесты – «дом-дерево-человек», «несуществующее животное», тест Розенцвейга. Эти методы помогают снизить эмоциональный накал и «обойти» сопротивление подростка обследованию.
- Опросники для родителей – Луисвилльский и пр. Они позволяют оценить социальную адаптацию подростка, его роль в семье и за ее пределами.

Нередко страхи детей и подростков выступают частным симптомом более обширных проблем — шизофрении, психопатий, биполярного психотического расстройства, психоэндокринного синдрома, органических заболеваний головного мозга. Заниматься такими случаями должен врач. Ребенку назначается комплексное обследование – анализы крови на уровень гормонов, ЭЭГ, КТ головного мозга.
Коррекция страхов и фобий
План и тактика коррекционной работы со страхами и фобиями зависит от причин, вызвавших симптоматику. Если негативные переживания связаны с внешними причинами (конфликтами в школе или семье, перекосами воспитания), ситуацию исправят занятия с психологом или психотерапевтом. Если страх развивается в рамках психического заболевания, необходим комплексный подход. Лечением таких случаев занимается врач—психиатр совместно с другими специалистами.
Медикаментозное лечение
Назначать лекарственную терапию может только врач. Показаниями к приему препаратов служат:
- тяжелые неврозы;
- обсессивно-компульсивные расстройства (навязчивые страхи);
- шизофрения;
- биполярное психотическое расстройство (маниакально-депрессивный психоз);
- органические заболевания нервной системы.
Для борьбы со фобиями используют транквилизаторы, нейролептики, антидепрессанты. Ни в коем случае не следует принимать эти препараты без назначения врача.
Психотерапия
Разработано множество терапевтических концепций и тактик для избавления от фобий, тревоги и страхов. Все они имеют общую «точку» — научить подростка смотреть в глаза объекту боязни. Психокоррекционная работа требует времени и терпения, поэтому 1 сеанс редко приносит желаемый результат. Задачи психотерапии:
- научить подростка расслабляться;
- избавить от негативных мыслей, снизить их актуальность и эмоциональную заряженность;
- донести до школьника иррациональный характер фобий.

Разные школы в психологии предлагают свои методы и подходы. Наиболее распространенные виды терапии страхов:
- психоанализ;
- поведенческая терапия;
- эмоционально-образная терапия;
- нейролингвистическое программирование;
- позитивная психотерапия;
- гештальт-терапия.
В ходе психокоррекционной работы пациент начинает понимать причину своего страха, учится «договариваться» и управлять им.
Эффективность терапии напрямую зависит от готовности подростка к работе. Невозможно заставить пациента избавиться от фобии против его воли.
Профилактика фобий и стрессов у подростков
Предотвратить возникновение подростковых фобий поможет благоприятный «климат» в семье. Если между домочадцами нет конфликтов, отношения теплые и доверительные, риск развития страхов значительно снижается.
Среди дополнительных способов профилактики:
- отказ от кофе, энергетических и спиртных напитков, сигарет;
- занятия спортом, йогой;
- регулярные прогулки на свежем воздухе;
- нормализация режима труда и отдыха.
Прогноз зависит от степени тяжести фобии, правильно подобранного лечения и сопутствующих заболеваний.
Cоветы родителям — как помочь подростку при страхе и фобии
Главная задача родителей – помочь ребенку разобраться с природой страхов и научить управлять ими. Проявления фобии проходят быстрее, если подросток говорит о них, а не держит в себе.
Психологи рекомендуют:
- Учить ребенка контактировать взглядом с окружающими. Полезно практиковаться в этом дома с близкими.
- Бороться с социальными страхами помогает обучение правильно здороваться и прощаться. Предложите разные варианты начала и окончания разговора, потренируйтесь в форме игры или упражнений.
- Уменьшить уровень требований к подростку, перестать контролировать каждый шаг.
- Создать условия, чтобы у ребенка были друзья.

Если подросток испытывает физические страдания от фобий и не может их контролировать, неадекватно реагирует даже на упоминание об объекте страха, задумайтесь о посещении врача.