Статистика утверждает, что почти 17% людей испытывают какие-либо фобии. Все потому, что страх является самой древней и очень мощной человеческой эмоцией, основанной на инстинкте самосохранения. Поэтому страх для детей – это нормальная адаптационная реакция, которая носит временный характер. Отличие детских «страшилок» в том, что они чаще всего имеют вымышленную причину и усиливаются развитым воображением.

СОДЕРЖАНИЕ
Что такое страх простыми словами
Страх у человека возникает из-за присутствия мнимой или реальной угрозы, когда защитные механизмы организма активируются и помогают избежать опасности. Страхи делятся на рациональные и иррациональные.
Первые будут считаться адекватной реакцией на угрожающую ситуацию и иметь вполне конкретное объяснение. Например, боязнь собак после пережитого нападения животного. Вторые основаны на бессознательном ощущении опасности, когда даже безобидные бабочки могут вызывать ужас.
Причины детских страхов
Излишняя впечатлительность, бурная фантазия, доверчивость, наивность и неумение отделять реальность от вымысла способствуют формированию детских страхов. Уже в младенчестве дети могут испытывать первые страхи перед незнакомыми людьми, громкими звуками.
После 2 лет возможно проявление боязни прививок, темноты, одиночества, что часто является причиной ночных кошмаров и нарушения сна. В этом возрасте количество пугающих ситуаций напрямую зависит от интеллектуального развития малыша: у более развитого ребенка будет больше поводов для переживаний. Причудливая тень на стене в полумраке или рисунок на обоях могут сильно напугать и надолго лишить покоя: ребенок может вообще перестать заходить в «страшную» комнату.

У четырехлетних детей происходит разделение страхов на внушенные и воображаемые, но все они основаны на детских фантазиях. Источниками внушенных боязней служат сказки, фильмы, рассказы взрослых и сверстников. Воображаемые «страшилки» ребенок придумывает себе сам. Поводом для испуга становятся люди в форме, персонажи сказок и мультиков, животные или природные явления (гроза).
Причинами формирования страхов у детей может стать неправильное поведение взрослых. Запугивания и угрозы накладывают негативный отпечаток на психику. Например, мама постоянно говорит сыну, что накажет его, если он не съест кашу, или воспитатель в детском саду угрожает сделать больные уколы тем, кто не спит днем.
Неоправданная строгость или агрессия старших членов семьи вынуждает ребенка находиться в постоянном стрессе и ожидании неприятностей. Такая ситуация служит благодатной почвой для развития в дальнейшем психологических проблем: неуверенности, заниженной самооценки или к вспышкам неконтролируемого гнева.

Скандалы дома, ссоры родителей и конфликтные отношения со старшим братом или сестрой, трудности адаптации в детском коллективе также приводят к повышенной тревожности.
Малыш испытывает панический ужас от информации, не предназначенной для детей: фильмы, компьютерные игры, передачи с кровавыми сценами насилия или смерти. Разговоры взрослых о несчастных случаях, убийствах, катастрофах и болезнях у особо впечатлительных детей обрастут придуманными подробностями и найдут отражение в пугающих фантазиях.
Все детские страхи могут усиливаться под воздействием произошедшей трагедии в семье, высокой тревожности и гиперопеке родителей, изоляции ребенка от общения со сверстниками.
Когда страх перестает быть безобидным
Иногда страхи у детей вызваны какими-то конкретными событиями и поэтому обоснованы. Например, после серьезной болезни из-за перенесенных страданий малыш начинает бояться врачей, больниц и уколов.

У мамы возникают серьезные сложности даже с обычным посещением поликлиники, так как ребенок испытывает ужас при одном упоминании о ней. В этом случае родителям ясна причина тревожности и придется обратить на это пристальное внимание.
Однако некоторые дети под воздействием страха демонстрируют резкую перемену поведения. Они замыкаются в себе, выглядят подавленными и боятся каждого шороха или становятся агрессивными; у них появляются навязчивые движения или мысли, нарушается сон.
Еще одним сигналом служит регресс в развитии, когда малыш возвращается к уже пройденным этапам. Такие проявления требуют немедленной консультации у психолога или психиатра.

Если причину сильного страха не удалось определить, а тревожные симптомы держатся более месяца, усиливаются или добавляются новые, то в этом случае можно подозревать серьезные проблемы и родителям придется запастись терпением. Ребенок в таком состоянии нуждается в особом внимании.
Как правильно говорить с ребенком о его страхах
Чтобы начать борьбу с детскими страхами, родителям сначала нужно деликатно выяснить, чего именно боится ваша кроха. Доверительный разговор без насмешек и осуждения поможет лучше понять корень «зла». Повышенную тревожность по любому поводу не стоит игнорировать. Нельзя также обесценивать и отмахиваться от просьбы защитить от темноты, привидения, монстра.

Обман (доктор только посмотрит) или запугивание (не будешь есть кашу – тебя заберет бабайка) только ухудшат положение. В случаях, когда необходимо пережить какую-то сложную ситуацию (поход на прививку, вынужденную разлуку) лучше общаться с малышом, опустившись до его уровня глаз или взяв его на руки. Разговор спокойным тоном, когда взрослый демонстрирует поддержку, поможет успокоить ребенка.
Очень важно научить малыша проговаривать свои страхи, делиться тем, что заставляет его тревожиться. Не давите и не заставляйте вам открыться, возможно, ему требуется какой-то срок. Можно предложить нарисовать пугающего монстра и потом вместе «посадить» его в клетку.
Как помочь ребенку справиться со страхами
Ребенок, который избегает темноты, не может решиться ложиться спать без света. Вместе с крохой купите забавный ночник и оставляйте его всегда включенным. Когда этот этап будет пройден, договоритесь о том, что станете выключать ночник спустя какое-то время.
Так незаметно можно прийти к полному отказу от ночника; но пусть малыш будет уверен, что сможет включить его сам, если понадобится. Это принцип движения маленькими шажками, когда большая проблема решается постепенно.

Совместно с малышом придумайте сказку, где смелый и сильный герой побеждает страшное чудовище. Нарисуйте главных героев, а потом «портрет победителя» повесьте на стену, а «портрет чудовища» предложите разорвать на мелкие кусочки и выбросить. Подбирайте детскую литературу таким образом, чтобы добро всегда побеждало зло.
Играя, можно преодолеть страх: придумать и изготовить защитный амулет от Бабы-яги и повесить его на шею. При первых признаках испуга нужно крепко сжимать «волшебный» кулон.
Самое важное: испуганный ребенок очень нуждается в эмоциональной поддержке, поэтому задача родителей – быть внимательными и чуткими, чтобы вовремя помочь.