Нервно-психическое и психологическое развитие ребенка от первых дней до года


В начале жизни развитие малыша происходит невероятно быстро и является фундаментом дальнейших успехов. Задача каждого любящего родителя в этот период – оценивать, направлять и корректировать состояние младенца. В этом поможет знание особенностей психического развития ребенка первого года жизни.

развитие ребенка до года

Как малыш растет и развивается с рождения до года. Критерии оценки нервно-психического развития

Нервно-психическое развитие (НПР) – это ряд показателей, которые помогают оценить, насколько правильно ребенок растет, изменяется, совершенствуется и взаимодействует с окружающим миром.

Уровень малыша оценивается по 5 основным направлениям:

  • слуховой и зрительный контакт – проверяются реакции на световые и шумовые раздражители;
  • эмоции;
  • формирование крупной и мелкой моторики – как происходит развитие движений и ловкость манипуляций с предметами;
  • становление речи – первые звуки и понимание слов;
  • навыки и умения осознанных действий – оценка навыков самообслуживания и понимания причинно-следственных связей.

Существуют общепринятые критерии того, что должен уметь малыш в определенном возрасте. Знание этого поможет как родителям, так и педиатрам понять, насколько гармонично растет младенец и сравнить его уровень с принятыми нормами. А при выявлении каких-либо отклонений, попытаться нивелировать их своевременной коррекцией, играми и упражнениями.

Возрастные характеристики являются лишь ориентирами, но никак не жесткими рамками. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отклонения по тем или иным параметрам от таблиц с критериями на период до 90 дней – это вариант нормы.

Когда каждый день важен – оценка ребенка первого года

Всего за 365 дней организм крохи проделывает огромную работу. Происходит настоящая эволюция – от маленького беспомощного новорожденного до самостоятельной личности любопытного непоседы.

Такие высокие темпы развития требуют пристального внимания и самого бережного отношения со стороны взрослых.

Оценка развития ребенка до года по месяцам
Оценка развития ребенка до года по месяцам

Здесь главное – установить с младенцем крепкие эмоциональные и социальные связи, выработать индивидуальный план занятий, и не предъявлять завышенных требований.

Для этого важно хотя бы кратко знать, что должен уметь карапуз в каждый месяц первого года жизни.

 10 дней жизни

Это только начало пути, но уже значимая веха для новорожденного. В этом возрасте можно посмотреть наличие или отсутствие безусловных рефлексов, а также реакции на свет и звук.

Крохи уже умеют:

  • обращать внимание на движущийся объект;
  • реагировать – вздрагивать и моргать – при резком и громком звуке.

Безусловные рефлексы в полном объеме способен оценить только педиатр, но наиболее важные из них необходимо знать и родителям.

К ним относится:

  1. Сосательный рефлекс – оживление при кормлении с характерными движениями языком;
  2. Поисковый рефлекс – если дотронуться до уголка рта новорожденного, голова сразу поворачивается в сторону раздражителя;
  3. Хватательный рефлекс – младенец может крепко сжать указательные пальцы мамы или папы;
  4. Рефлекс ползания – если положить кроху на животик и дотронуться до его ступней, он резко оттолкнется и продвинется вперед;
  5. Защитный рефлекс – в положении на животе малыш автоматически поворачивает голову набок и даже пытается ее приподнять, чтобы не препятствовать дыханию.

Любые занятия с новорожденным должны происходить спустя 2 часа после кормления и продолжаться не более 5–10 минут.

18–20 дней жизни новорожденного

Эта декада жизни характеризуется новыми достижениями:

  • зрение становится более осмысленным – появляется фокусировка на крупных неподвижные предметы, движения глазных яблок становится плавным;
  • эволюционирует слух – при громком и раздражающем звуке грудничок перестает плакать – так называемое слуховое сосредоточение.

Новорожденный более адекватно реагирует на внешние раздражители.

4 недели жизни

Младенец уже перерос период новорожденности и уверенно двигается дальше.

Основные навыки этого возраста:

  • кратковременная, но осмысленная фиксация взгляда на предмете;
  • осознанная реакция на источник звука;
  • первая улыбка и звуки – «гуление» – в ответ на слова взрослых.
Малыш 1 месяц
Малыш 1 месяц

Появляются попытки удерживать голову в положении лежа на животе.

8 недель

Рост продолжается, и восьминедельный младенец уже умеет:

  • подолгу следить за предметами, поворачивать голову в направлении громких звуков;
  • осмысленно улыбаться родителям и повторять отдельные звуки;
  • удерживать голову из положения на животе до 15 секунд.

Тренировать малыша в положении лежа на животе можно прямо с рождения, и тогда к 8 неделям юный спортсмен уже уверенно будет держать голову.

3 месяца

Это важный этап в оценке уровня нервной системы и выявлении возможных нарушений и отклонений. Характерная черта этого возраста – появление комплекса оживления. В ответ на эмоции родителей малыш начинает улыбаться, активно гулить, двигает руками и ногами.

Среди других умений:

  • попытки удержать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, и уверенное поднимание головы в положении на животе с упором на предплечья;
  • неосознанные манипуляции с предметами – задевает игрушки, если они на уровне его груди, теребит уголок пеленки.

Для социального развития характерно появление эмоциональных реакций на других людей.

4 месяца

Малыши этого возраста;

  • начинают узнавать близких – комплекс оживления начинает работать не только на родителей, но и на других членов семьи;
  • реагируют на музыку – оживляются при веселой, успокаиваются при медленной;
  • лучше управляют руками – вертят игрушки, могут поддерживать бутылочку при кормлении.

Реакция на других людей становится более осмысленной и оживленной.

5 месяцев

Начинает совершенствоваться кора головного мозга – малыш будет радовать новыми умениями буквально каждый день.

Появляются такие важные умения, как;

  • брать предметы и удерживать их в руке;
  • подолгу лежит на животе с опорой на вытянутые руки, умеет переворачиваться со спинки на животик, хорошо стоит, если поддерживать его под мышки;
  • начинает есть с ложки более густую пищу;
  • долго и активно гулит.

Необходимо помнить, что умения не всегда появляются в точно обозначенный срок. Если какое-то умение запаздывает – значит надо уделить этому большее внимание и обязательно сказать об этом педиатру.

Серьезная веха – полгода

Младенец постепенно становится все более эмоциональным и социально адаптированным, появляется лепет.

Также грудничок научился:

  • хорошо держать игрушки и перекладывать их из руки в руку;
  • переворачиваться с живота на спину и потихоньку ползать;
  • сидеть с поддержкой.
Малыш в 6 месяцев сидит с поддержкой
Малыш в 6 месяцев сидит с поддержкой

Улучшаются навыки самообслуживания – карапуз хорошо ест с ложки и проявляет интерес к пользованию чашкой.

7 месяцев

Наступает время удивительных изменений и открытий.

Формируются навыки:

  • производить осознанные манипуляции с предметами – не только перекладывать, но и стучать ими друг о друга, размахивать и бросать;
  • понимать простые слова;
  • активно лепетать – произносить часто повторяющиеся слоги;
  • ползать и уверенно сидеть:
  • пить из чашки или поильника.

С каждым днем младенец проявляет больше самостоятельности и все больше осознает себя как личность.

8 месяцев

Начинается этап активного психомоторного развития.

Для этого возраста характерно:

  • увеличение самостоятельности – карапуз уже может сам сесть, сам встать у опоры и ползать в разные стороны;
  • появление подражаний жестам взрослого – «ладушки», «пока-пока»;
  • появляются осознанные игры – мячик катается, кубики ставятся;
  • повышенный интерес к другим детям.

Идет формирование речи – появляется ясное произношение отдельных слогов, улучшается понимание односложных вопросов.

9–10 месяцев

Маленький умник начинает откликаться на свое имя и уже может выполнять простые просьбы.

Совершенствуется двигательная активность. Малыши начинают ходить у опоры и при поддержке за руки, появляются плясовые движения под музыку.

Другие навыки также радуют родителей. Среди них:

  • долгая игра в положении сидя и разные манипуляции с вещами;
  • имитация звуков животных, дифференциация предметов по форме;
  • улучшение самообслуживания – хорошее владение чашкой.
Ребенок в 9-10 месяцев может пить из чашки
Ребенок в 9-10 месяцев может пить из чашки

В этом возрасте можно начинать осваивать навык чистоплотности – приучать к горшку.

11 месяцев

От беспомощного младенца не осталось и следа. Дети этого возраста – энергичные исследователи пространства.

В этом возрасте шалуны умеют:

  • ходить с поддержкой за одну руку;
  • целенаправленно играть – надевать кольца на пирамидку, катать машинку, появляются игры с сюжетом;
  • произносить первые простые слова и понимать речь, в том числе и запреты.

Проявляется избирательное отношение к людям.

Первый юбилей

Позади долгий путь роста и ежедневных новшеств. Именно в это время и педиатр, и родители склонны подводить итоги всего того, что малыш уже умеет делать.

Годовалый ребенок с нормальным нервно-психическим развитием на многое реагирует как взрослый человек, и достижения его значительны.

Годовасики способны:

  • узнавать себя и близких на фотографиях;
  • понимать простые причинно-следственные связи и закономерности;
  • выполнять просьбы и подражать родителям в социальном поведении;
  • играть в сюжетные игры;
  • самостоятельно ходить;
  • говорить до 10 простых слов;
  • проявлять активный интерес к другим людям;
  • хорошо есть ложкой и пить из чашки.
Годовалый ребенок - первые шаги
Годовалый ребенок — первые шаги

Для того чтобы малыш развивался в пределах нормы, особое внимание следует уделять его психологическому состоянию. Ведь большинство психологических травм и проблем у взрослых родом из раннего детства, когда формируются и закладываются основы психики.

Особенности психологического развития детей первого года жизни

Часто родители знают все о физическом состоянии своего чада, его навыках и умениях, но совсем не интересуются формированием психики. Распространено мнение, что младенец – это просто маленький взрослый и относиться к нему нужно соответствующе.

Но это в корне неверно. Малыш – это чистый лист, который впитывает в себя из окружающего мира психологические модели и паттерны поведения, и его психика подчиняется особым законам.

Как развивается детская психика

Чтобы вырастить и воспитать ментально здоровую и уравновешенную личность, важно понимать специфику и закономерности психического развития ребенка первого года жизни.

Основные из них:

  1. Определенный темп – индивидуальный на каждом этапе и для каждого ребенка;
  2. Метаморфозы развития – все не так, как у взрослых, и с этим обязательно нужно считаться.
  3. Неравномерность – развитие происходит не плавно, а скачкообразно.
  4. Наличие высших психических функций – психика формируется не по внутренним индивидуальным законам, а под воздействием со стороны внешней среды.

Эти тезисы высказал Л. С. Выготский, который также доказал необходимость совмещения психологии и педагогики в единый процесс.

На основе этих знаний современными учеными разработаны ориентиры нейропсихологической оценки детей разных возрастов.

Этапы формирования психики

Первый год – это период адаптации и приспособления. Новорожденный узнает окружающий мир, а родители познают глубину личности своего карапуза.

В этом состоянии младенец неотделим от семьи, особенно от мамы, поэтому здоровая и спокойная обстановка в этот период играет ключевую роль.

Малыш в начале жизни неотделим от мамы
Малыш в начале жизни неотделим от мамы

А не волноваться лишний раз родителям поможет знание основных моментов психологического состояния младенца в разные этапы его взросления.

Градация состояний психики в первые месяцы жизни приведена условная, при допущении идеальных условий внешней среды. В реальности каждую новую эмоцию или изменение психологического состояния крохи надо оценивать с учетом индивидуальных особенностей и конкретной жизненной ситуации.

Первые 4 недели жизни

Основная задача новорожденного – приспособиться к новым условиям существования. Большую часть времени он проводит во сне, на внешний мир реакция минимальна и интуитивна.

Мама полностью обеспечивает все потребности грудничка, который психологически находится в состоянии всемогущества. Ведь все его желания удовлетворяются при малейшем недовольстве.

8 недель

Младенец начинает различать лица взрослых, улучшается зрительный контакт. Идет зарождение симбиотической связи, благодаря которой мама воспринимается крохой как продолжение самого себя и гарант сытости, спокойствия и безопасности.

3 месяца

Появление комплекса оживления – важная веха в нейропсихическом становлении личности. По сути – это осознанная эмоциональная реакция на лицо и руки матери.

У карапуза улучшается подвижность конечностей, происходит расширение границ его интересов. Формируется восприятие внешнего мира как наличие объектов за пределами собственного тела.

4 месяца

Достигнут пик единения матери и ребенка. Возрастает потребность в эмоциональном общении. На фоне этого еще больше расширяются границы окружения.

Малыш в 4 месяца радостно узнает маму
Малыш в 4 месяца радостно узнает маму

Уходит ощущение всемогущества – психика младенца претерпевает значительные изменения.

5 месяцев

Кроха хорошо узнает лицо и голос мамы, понимает эмоциональную окраску речи. Улучшается сенсорика и тактильные ощущения, что приводит к увеличению познавательных потребностей.

Полгода

Для этого возраста характерно появление признаков дифференциации. Грудничок начинает понимать, что он и мама – не одно целое, формируется деление окружающих людей на знакомых и незнакомых.

У полугодовалого непоседы можно выделить целый ряд настоящих взрослых эмоций – радость, грусть, обида, страх, проявляются черты будущего характера и темперамента.

7 месяцев

Усиливаются познавательные процессы внешнего мира и формируется подготовка к процессу сепарации – отделения ребенка от матери. Это связано с введением прикорма.

8 месяцев

Наступает психоэмоциональный перелом – страх потери. Шалун может долго плакать, если мама уходит или просто потеряв ее из виду. Не стоит пугаться такой излишней привязанности – это нормальный период взросления и определения границ безопасности.

9-10 месяцев

Идет процесс осознания собственной личности. Маленький гений отлично понимает, чего он хочет, и может пытаться манипулировать взрослыми.

Увеличивается спектр испытываемых эмоций.

Эмоции малыша в 9-10 месяцев уже настоящие
Эмоции малыша в 9-10 месяцев уже настоящие

Непоседа начинает быстро ползать и самостоятельно определять границы своего мира, но волнуется, если не видит матери в поле зрения.

11 месяцев

Наступает период прямохождения, когда карапуз чувствует себя взрослым. Параллельно идет процесс социального подражания. Но близок первый серьезный кризис – крах ощущения всемогущества и протест против этого. Шалун может становиться непослушным и истерикой реагировать на запреты.

Ребенок крайне чувствителен к внешнему эмоциональному состоянию. Поэтому спокойное и уверенное поведение – самый эффективный способ справиться с любыми детскими капризами.

Год

Ребенок – уже маленький самостоятельный человек, перед которым открыт целый мир. У юного исследователя возрастает познавательная активность и формируется речь. Он открывает для себя новые границы внешней среды, но мама еще необходима, как источник силы и гармонии. Идет начальная стадия формирования индивидуальности.

Родительская любовь, внимание, забота и понимание важности каждого происходящего момента помогут малышу успешно преодолеть все трудности первого года жизни и двигаться вперед, навстречу новым достижениям.

Поделитесь
Напишите свой отзыв или мнение

Ваш адрес email не будет опубликован.