В начале жизни развитие малыша происходит невероятно быстро и является фундаментом дальнейших успехов. Задача каждого любящего родителя в этот период – оценивать, направлять и корректировать состояние младенца. В этом поможет знание особенностей психического развития ребенка первого года жизни.
СОДЕРЖАНИЕ
Как малыш растет и развивается с рождения до года. Критерии оценки нервно-психического развития
Нервно-психическое развитие (НПР) – это ряд показателей, которые помогают оценить, насколько правильно ребенок растет, изменяется, совершенствуется и взаимодействует с окружающим миром.
Уровень малыша оценивается по 5 основным направлениям:
- слуховой и зрительный контакт – проверяются реакции на световые и шумовые раздражители;
- эмоции;
- формирование крупной и мелкой моторики – как происходит развитие движений и ловкость манипуляций с предметами;
- становление речи – первые звуки и понимание слов;
- навыки и умения осознанных действий – оценка навыков самообслуживания и понимания причинно-следственных связей.
Существуют общепринятые критерии того, что должен уметь малыш в определенном возрасте. Знание этого поможет как родителям, так и педиатрам понять, насколько гармонично растет младенец и сравнить его уровень с принятыми нормами. А при выявлении каких-либо отклонений, попытаться нивелировать их своевременной коррекцией, играми и упражнениями.
Возрастные характеристики являются лишь ориентирами, но никак не жесткими рамками. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), отклонения по тем или иным параметрам от таблиц с критериями на период до 90 дней – это вариант нормы.
Когда каждый день важен – оценка ребенка первого года
Всего за 365 дней организм крохи проделывает огромную работу. Происходит настоящая эволюция – от маленького беспомощного новорожденного до самостоятельной личности любопытного непоседы.
Такие высокие темпы развития требуют пристального внимания и самого бережного отношения со стороны взрослых.

Здесь главное – установить с младенцем крепкие эмоциональные и социальные связи, выработать индивидуальный план занятий, и не предъявлять завышенных требований.
Для этого важно хотя бы кратко знать, что должен уметь карапуз в каждый месяц первого года жизни.
10 дней жизни
Это только начало пути, но уже значимая веха для новорожденного. В этом возрасте можно посмотреть наличие или отсутствие безусловных рефлексов, а также реакции на свет и звук.
Крохи уже умеют:
- обращать внимание на движущийся объект;
- реагировать – вздрагивать и моргать – при резком и громком звуке.
Безусловные рефлексы в полном объеме способен оценить только педиатр, но наиболее важные из них необходимо знать и родителям.
К ним относится:
- Сосательный рефлекс – оживление при кормлении с характерными движениями языком;
- Поисковый рефлекс – если дотронуться до уголка рта новорожденного, голова сразу поворачивается в сторону раздражителя;
- Хватательный рефлекс – младенец может крепко сжать указательные пальцы мамы или папы;
- Рефлекс ползания – если положить кроху на животик и дотронуться до его ступней, он резко оттолкнется и продвинется вперед;
- Защитный рефлекс – в положении на животе малыш автоматически поворачивает голову набок и даже пытается ее приподнять, чтобы не препятствовать дыханию.
Любые занятия с новорожденным должны происходить спустя 2 часа после кормления и продолжаться не более 5–10 минут.
18–20 дней жизни новорожденного
Эта декада жизни характеризуется новыми достижениями:
- зрение становится более осмысленным – появляется фокусировка на крупных неподвижные предметы, движения глазных яблок становится плавным;
- эволюционирует слух – при громком и раздражающем звуке грудничок перестает плакать – так называемое слуховое сосредоточение.
Новорожденный более адекватно реагирует на внешние раздражители.
4 недели жизни
Младенец уже перерос период новорожденности и уверенно двигается дальше.
Основные навыки этого возраста:
- кратковременная, но осмысленная фиксация взгляда на предмете;
- осознанная реакция на источник звука;
- первая улыбка и звуки – «гуление» – в ответ на слова взрослых.

Появляются попытки удерживать голову в положении лежа на животе.
8 недель
Рост продолжается, и восьминедельный младенец уже умеет:
- подолгу следить за предметами, поворачивать голову в направлении громких звуков;
- осмысленно улыбаться родителям и повторять отдельные звуки;
- удерживать голову из положения на животе до 15 секунд.
Тренировать малыша в положении лежа на животе можно прямо с рождения, и тогда к 8 неделям юный спортсмен уже уверенно будет держать голову.
3 месяца
Это важный этап в оценке уровня нервной системы и выявлении возможных нарушений и отклонений. Характерная черта этого возраста – появление комплекса оживления. В ответ на эмоции родителей малыш начинает улыбаться, активно гулить, двигает руками и ногами.
Среди других умений:
- попытки удержать голову, находясь в вертикальном положении на руках у взрослого, и уверенное поднимание головы в положении на животе с упором на предплечья;
- неосознанные манипуляции с предметами – задевает игрушки, если они на уровне его груди, теребит уголок пеленки.
Для социального развития характерно появление эмоциональных реакций на других людей.
4 месяца
Малыши этого возраста;
- начинают узнавать близких – комплекс оживления начинает работать не только на родителей, но и на других членов семьи;
- реагируют на музыку – оживляются при веселой, успокаиваются при медленной;
- лучше управляют руками – вертят игрушки, могут поддерживать бутылочку при кормлении.
Реакция на других людей становится более осмысленной и оживленной.
5 месяцев
Начинает совершенствоваться кора головного мозга – малыш будет радовать новыми умениями буквально каждый день.
Появляются такие важные умения, как;
- брать предметы и удерживать их в руке;
- подолгу лежит на животе с опорой на вытянутые руки, умеет переворачиваться со спинки на животик, хорошо стоит, если поддерживать его под мышки;
- начинает есть с ложки более густую пищу;
- долго и активно гулит.
Необходимо помнить, что умения не всегда появляются в точно обозначенный срок. Если какое-то умение запаздывает – значит надо уделить этому большее внимание и обязательно сказать об этом педиатру.
Серьезная веха – полгода
Младенец постепенно становится все более эмоциональным и социально адаптированным, появляется лепет.
Также грудничок научился:
- хорошо держать игрушки и перекладывать их из руки в руку;
- переворачиваться с живота на спину и потихоньку ползать;
- сидеть с поддержкой.

Улучшаются навыки самообслуживания – карапуз хорошо ест с ложки и проявляет интерес к пользованию чашкой.
7 месяцев
Наступает время удивительных изменений и открытий.
Формируются навыки:
- производить осознанные манипуляции с предметами – не только перекладывать, но и стучать ими друг о друга, размахивать и бросать;
- понимать простые слова;
- активно лепетать – произносить часто повторяющиеся слоги;
- ползать и уверенно сидеть:
- пить из чашки или поильника.
С каждым днем младенец проявляет больше самостоятельности и все больше осознает себя как личность.
8 месяцев
Начинается этап активного психомоторного развития.
Для этого возраста характерно:
- увеличение самостоятельности – карапуз уже может сам сесть, сам встать у опоры и ползать в разные стороны;
- появление подражаний жестам взрослого – «ладушки», «пока-пока»;
- появляются осознанные игры – мячик катается, кубики ставятся;
- повышенный интерес к другим детям.
Идет формирование речи – появляется ясное произношение отдельных слогов, улучшается понимание односложных вопросов.
9–10 месяцев
Маленький умник начинает откликаться на свое имя и уже может выполнять простые просьбы.
Совершенствуется двигательная активность. Малыши начинают ходить у опоры и при поддержке за руки, появляются плясовые движения под музыку.
Другие навыки также радуют родителей. Среди них:
- долгая игра в положении сидя и разные манипуляции с вещами;
- имитация звуков животных, дифференциация предметов по форме;
- улучшение самообслуживания – хорошее владение чашкой.

В этом возрасте можно начинать осваивать навык чистоплотности – приучать к горшку.
11 месяцев
От беспомощного младенца не осталось и следа. Дети этого возраста – энергичные исследователи пространства.
В этом возрасте шалуны умеют:
- ходить с поддержкой за одну руку;
- целенаправленно играть – надевать кольца на пирамидку, катать машинку, появляются игры с сюжетом;
- произносить первые простые слова и понимать речь, в том числе и запреты.
Проявляется избирательное отношение к людям.
Первый юбилей
Позади долгий путь роста и ежедневных новшеств. Именно в это время и педиатр, и родители склонны подводить итоги всего того, что малыш уже умеет делать.
Годовалый ребенок с нормальным нервно-психическим развитием на многое реагирует как взрослый человек, и достижения его значительны.
Годовасики способны:
- узнавать себя и близких на фотографиях;
- понимать простые причинно-следственные связи и закономерности;
- выполнять просьбы и подражать родителям в социальном поведении;
- играть в сюжетные игры;
- самостоятельно ходить;
- говорить до 10 простых слов;
- проявлять активный интерес к другим людям;
- хорошо есть ложкой и пить из чашки.

Для того чтобы малыш развивался в пределах нормы, особое внимание следует уделять его психологическому состоянию. Ведь большинство психологических травм и проблем у взрослых родом из раннего детства, когда формируются и закладываются основы психики.
Особенности психологического развития детей первого года жизни
Часто родители знают все о физическом состоянии своего чада, его навыках и умениях, но совсем не интересуются формированием психики. Распространено мнение, что младенец – это просто маленький взрослый и относиться к нему нужно соответствующе.
Но это в корне неверно. Малыш – это чистый лист, который впитывает в себя из окружающего мира психологические модели и паттерны поведения, и его психика подчиняется особым законам.
Как развивается детская психика
Чтобы вырастить и воспитать ментально здоровую и уравновешенную личность, важно понимать специфику и закономерности психического развития ребенка первого года жизни.
Основные из них:
- Определенный темп – индивидуальный на каждом этапе и для каждого ребенка;
- Метаморфозы развития – все не так, как у взрослых, и с этим обязательно нужно считаться.
- Неравномерность – развитие происходит не плавно, а скачкообразно.
- Наличие высших психических функций – психика формируется не по внутренним индивидуальным законам, а под воздействием со стороны внешней среды.
Эти тезисы высказал Л. С. Выготский, который также доказал необходимость совмещения психологии и педагогики в единый процесс.
На основе этих знаний современными учеными разработаны ориентиры нейропсихологической оценки детей разных возрастов.
Этапы формирования психики
Первый год – это период адаптации и приспособления. Новорожденный узнает окружающий мир, а родители познают глубину личности своего карапуза.
В этом состоянии младенец неотделим от семьи, особенно от мамы, поэтому здоровая и спокойная обстановка в этот период играет ключевую роль.

А не волноваться лишний раз родителям поможет знание основных моментов психологического состояния младенца в разные этапы его взросления.
Градация состояний психики в первые месяцы жизни приведена условная, при допущении идеальных условий внешней среды. В реальности каждую новую эмоцию или изменение психологического состояния крохи надо оценивать с учетом индивидуальных особенностей и конкретной жизненной ситуации.
Первые 4 недели жизни
Основная задача новорожденного – приспособиться к новым условиям существования. Большую часть времени он проводит во сне, на внешний мир реакция минимальна и интуитивна.
Мама полностью обеспечивает все потребности грудничка, который психологически находится в состоянии всемогущества. Ведь все его желания удовлетворяются при малейшем недовольстве.
8 недель
Младенец начинает различать лица взрослых, улучшается зрительный контакт. Идет зарождение симбиотической связи, благодаря которой мама воспринимается крохой как продолжение самого себя и гарант сытости, спокойствия и безопасности.
3 месяца
Появление комплекса оживления – важная веха в нейропсихическом становлении личности. По сути – это осознанная эмоциональная реакция на лицо и руки матери.
У карапуза улучшается подвижность конечностей, происходит расширение границ его интересов. Формируется восприятие внешнего мира как наличие объектов за пределами собственного тела.
4 месяца
Достигнут пик единения матери и ребенка. Возрастает потребность в эмоциональном общении. На фоне этого еще больше расширяются границы окружения.

Уходит ощущение всемогущества – психика младенца претерпевает значительные изменения.
5 месяцев
Кроха хорошо узнает лицо и голос мамы, понимает эмоциональную окраску речи. Улучшается сенсорика и тактильные ощущения, что приводит к увеличению познавательных потребностей.
Полгода
Для этого возраста характерно появление признаков дифференциации. Грудничок начинает понимать, что он и мама – не одно целое, формируется деление окружающих людей на знакомых и незнакомых.
У полугодовалого непоседы можно выделить целый ряд настоящих взрослых эмоций – радость, грусть, обида, страх, проявляются черты будущего характера и темперамента.
7 месяцев
Усиливаются познавательные процессы внешнего мира и формируется подготовка к процессу сепарации – отделения ребенка от матери. Это связано с введением прикорма.
8 месяцев
Наступает психоэмоциональный перелом – страх потери. Шалун может долго плакать, если мама уходит или просто потеряв ее из виду. Не стоит пугаться такой излишней привязанности – это нормальный период взросления и определения границ безопасности.
9-10 месяцев
Идет процесс осознания собственной личности. Маленький гений отлично понимает, чего он хочет, и может пытаться манипулировать взрослыми.
Увеличивается спектр испытываемых эмоций.

Непоседа начинает быстро ползать и самостоятельно определять границы своего мира, но волнуется, если не видит матери в поле зрения.
11 месяцев
Наступает период прямохождения, когда карапуз чувствует себя взрослым. Параллельно идет процесс социального подражания. Но близок первый серьезный кризис – крах ощущения всемогущества и протест против этого. Шалун может становиться непослушным и истерикой реагировать на запреты.
Ребенок крайне чувствителен к внешнему эмоциональному состоянию. Поэтому спокойное и уверенное поведение – самый эффективный способ справиться с любыми детскими капризами.
Год
Ребенок – уже маленький самостоятельный человек, перед которым открыт целый мир. У юного исследователя возрастает познавательная активность и формируется речь. Он открывает для себя новые границы внешней среды, но мама еще необходима, как источник силы и гармонии. Идет начальная стадия формирования индивидуальности.
Родительская любовь, внимание, забота и понимание важности каждого происходящего момента помогут малышу успешно преодолеть все трудности первого года жизни и двигаться вперед, навстречу новым достижениям.