Склонность к агрессивному поведению, хоть однажды, проявляется у детей всех возрастов. Эти новые «исследователи жизни» познают ее разными, доступными им в своем возрасте, методами.
Сначала негатив, как способ выражения потребностей, проявляется в плаче и крике новорожденного. Оценив полезность такого вида общения, в дальнейшем уже осознанно ребенок ведет себя агрессивно, чтобы добиться своих целей.
Но детская агрессия вовсе не безобидна и, более того, ее следует искоренять, чтобы не сломать жизнь вашего ребенка.
СОДЕРЖАНИЕ
Виды агрессии у ребенка
Психологи разделяют виды агрессии по доступным параметрам проявления неудовольствия, обиды или злости, которым в данный момент выражаются чувства.
По происхождению агрессию делят по типам:
- Реактивная, которая возникает как реакция на внешние факторы;
- Спонтанная – мотивируемая внутренними импульсами.
Физическая агрессия
Являясь самым ярко выраженным и распространенным видом детской агрессивности, проявляется именно в физических действиях. Причем направленность относится как к людям, так и к другим живым существам и даже неодушевленным предметам.

Во время вспышек агрессии малыши или подростки могут причинять физические увечья сверстникам на игровой площадке, бить или кусать людей, давить ногой насекомых, кидать камнями в животных или разорять гнезда птиц. Достается от такого агрессора и окружающему пространству: крушится мебель, разбивается посуда, рвутся книги и одежда.
Вербальная агрессия
Это словесное выражение своей агрессивности. Хамство, грубость, обзывательства, нецензурные слова и угрозы являются обидными спутниками такого типа агрессии. Причем все это подается со злобными, раздражительными нотками негодования и, как правило, криком или громким голосом.
Невербальная экспрессивная агрессия
Проявление недовольства или злости в этом виде агрессии демонстрируется закатыванием глаз, угрожающими позами и жестами, а также мимически неприятными гримасами. Дитя явно не проявляет недовольство миром или отдельными людьми, но всем своим видом выражает собственное негативное отношение к объекту и готовность отражения мнимой или явной потенциальной угрозы.
Такой тип относится к диагностически сложному варианту, поскольку акты проявления негатива не осознаются или нарочито отрицаются ребенком.
Аутоагрессия
Злость ребенка на непонимание окружающего мира и неприятие его в целом или частично, которую он направляет в отношении себя, именуют аутоагрессией. Осознавая, что окружающая действительность своими правилами и устоями давит на психику, и понимая собственное бессилие перед этим фактом, дети начинают причинять себе физические травмы.

Это происходит путем царапания тела и конечностей, вырывания волос, прижигания кожи, нанесения достаточно болезненных укусов или ударов о твердые предметы.
Прямая и косвенная агрессия
Ярко выраженная агрессивность, четко направленная на человека, представителя фауны или неодушевленный предмет, является прямой.
А вот неблаговидные поступки без явного посыла в сторону объекта беспокойства или злобы называются косвенными.
В качестве примера можно обозначить бытовую ситуацию. Когда агрессор насыпает соль в папину чайную чашку, то он прямолинейно указывает на объект своего недовольства. А вот порча большой кастрюли борща щедрой порцией сахара – это уже «кому первому из семьи достанется».
Причины детской агрессии
Правильно воспитывая ребенка в атмосфере любви, заботы и доброго отношения к миру в целом, взрослые люди с искренним волнением и понятной тревогой воспринимают все агрессивные детские поступки. Однако ничего не возникает на пустом месте и каждое проявление единовременного гнева или периодических/постоянных жестоких поступков имеет свои причины. И вот их то и нужно определить, проработать и искоренить.
Причины детской агрессии по группам
Т.к. дети, в силу возраста, не владеют коммуникативными и вербальными навыками для разрешения своих проблем, то чувства беспомощности, грусти или обиды они выплескивают в агрессию.

Причины детской агрессии по группам:
- Отношения в семье;
- Особенности характера и нервной системы;
- Влияние социально-биологических факторов;
- Ситуационные факторы;
- Физиологические факторы.
Детская агрессивность является следствием:
- Стремления привлечь внимание к своей персоне других людей;
- Желания получить нужный результат в виде действия, предмета или отношения;
- Стремлением к главенствованию;
- Попыткой обезопасить себя от явной или надуманной опасности;
- Стремлением к отмщению;
- Проявлениями желания ущемить достоинство другого человека и обозначить собственное превосходство.
Что является поводом детской агрессии
Детская агрессивность почти никогда не возникает на пустом месте, поскольку имеет эмоциональный «спусковой крючок» или длительное воздействие на психику.

Психологические триггеры для проявления агрессивного поведения:
- Наличие психологической травмы, переживание горя;
- Присутствие в жизни ребенка физического, эмоционального или психологического давления и насилия;
- Частое нарочитое проявление неуважения к личности ребенка;
- Существование страхов и фобий;
- Накопившееся эмоциональное напряжение;
- Развод родителей или напряженные отношения между ними;
- В целом негативная психологическая семейная атмосфера;
- Визуальный пример проявления агрессии другим человеком, который не был осужден;
- Рождение в семье младшего ребенка или появление нового члена;
- Отсутствие возможности по удовлетворению даже минимальных потребностей;
- Недостаток внимания или гиперопека;
- Тотальный родительский контроль и невозможность проявления самостоятельности;
- Отсутствие возможности поделиться своими эмоциями и переживаниями;
- Эмоциональное непонимание и неприятие своих поступков в семье, компании или обществе;
- Отторжение малыша или подростка в сложившемся социуме;
- Неоправданная, заниженная самооценка;
- Слепое, необдуманное подражание одному из родителей или авторитетному персонажу;
- Желание получить нужную вещь или поблажку;
- Наследственные или врожденные особенности темперамента;
- Неумение проявлять свое поведение социально одобряемыми способами;
- Стремление выделиться из коллектива, чтобы выглядеть не «таким, как все».
Осложнения при запущенной детской агрессии
Если взрослые, наблюдая за своим малышом, не хотят замечать того, как он обижает других деток на игровой площадке или в детском саду, а в подростковом возрасте не обращают внимания на «двойку» по поведению, полагая, что это – норма, то они сильно ошибаются. Ведь агрессивность «из детства», закрепленная в личных качествах и не корректируемая воспитанием, может сильно осложнить дальнейшее существование в социуме такого задиры.

Возможные осложнения «упущенной» агрессии:
- Формирование черт характера с преобладанием гнева, озлобленности, мстительности и обиды;
- Развитие психопатических личностных расстройств, основанных на агрессии;
- Сложность при взаимодействии с другими людьми;
- Риск одиночества и невозможность создать хорошую семью;
- Увеличение риска для социальной дезадаптации и посылов на совершение правовых нарушений;
- Аутоагрессия чревата причинением серьезного членовредительства и суицидальными попытками.
Признайте, что ваш ребенок агрессивен
Озлобленное поведение проявляется достаточно ярко и вызывающе, т.к. основано на сильных негативных эмоциях и желании навредить. Проявления непослушания и раздражительности, жестокости и оскорблений, клеветы и угроз, отказов от общения и актов насилия невозможно не заметить. Поэтому в первую очередь об излишней агрессивности своего ребенка узнают родители.
И не надо играть роль «страуса», который не хочет видеть в своем обожаемом наследнике то, что он не идеален. Каждое проявление негатива должно пресекаться и разъясняться с точки зрения «добра – зла» и состояния того объекта, на которое задира направил свою злобу. Кошке – больно, дерево будет тосковать по сломанной ветке, а мальчику, у которого ты сломал игрушку, очень обидно.

Также не игнорируйте слова воспитателей, учителей или других людей, которые пытаются предъявить факты проявления озлобленности вашего отпрыска. Прислушайтесь к чужому мнению, ведь вы – самые заинтересованные люди в том, чтобы жизнь ваших детей была счастливой.
И, тем более, ни в коем случае, не надо поощрять и провоцировать негатив в семье. Малых деток не берут на охоту или рыбалку, где они вынуждены наблюдать гибель живых существ. Их не провоцируют на разорение муравейника или птичьих гнезд. Об этом хорошо и доступно написал фронтовик Эдуард Асадов в стихотворении «Гусеница», когда мама «сердцевину яблока спасла, а вот в мальчишке что-то загубила».
Диагностика
Если целенаправленное негативное возбуждение происходит часто, то самостоятельно в «домашних условиях» справиться с ситуацией довольно сложно. Тогда нужно обратиться к детскому психиатру или психологу, которые проведут обследование ребенка и выявят причину и степень агрессии.
Методы исследований:
- Беседы;
- Наблюдения;
- Анкетирование;
- Опросные листы;
- Проективное, рисуночное и интерпретационное тестирование.
Лечение
Выраженную, диагностированную специалистами детскую агрессию корректируют психотерапевтическими методами:
- Медикаментозное лечение, при обнаружении симптомов психического расстройства;
- Игровые упражнения;
- Коммуникационные тренинги;
- Релаксационные занятия;
- Групповая и индивидуальная терапия.

Основной целью врачей является помощь детям в разрешении личностных проблем, обучение адекватным методам выражения чувств и преодоления конфликтов и споров. Также специалисты выявляют и корректируют проблемы в межличностных отношениях семьи и выравнивают ее общий эмоциональный фон.
Виды проявления агрессии в разном возрасте
Детская агрессия является сильным естественным чувством, которое преодолевать и выдерживать достаточно сложно. Это проявление инстинктивной реакции на неудовлетворенные потребности и личные требования. Детям, в силу возраста, сложно с выражением своих чувств и желаний в виде привычных «я хочу» и «я нуждаюсь» или «мне это не нужно». И невозможность добиться требуемого может провоцировать злость и чувства отверженности и ненужности.
Маме порой сложно понять младенца, который буквально заходится криком. Она предлагает ему грудь, бутылочку с водой, а он негодует оттого, что у него чешется носик. Быть несмышленышем – трудная работа.
«Ведь все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит». А. Экзюпери.
Малыши в 1-3 года пытаются отвоевывать себе личное пространство и настоятельно требовать нужную им в данный момент игрушку и лакомство. А не обладание словарным запасом сподвигает их на дерзость и злость в виде кусаний, толканий, драк, кидания предметов, плевков или крика.

Дошкольники, будучи более здравыми и коммуникативными, физические гневные поступки совершают реже, т.к. они могут вербально объяснить другим людям свои потребности. Здесь очень важна роль воспитателя, который научит детей правильному взаимодействию в группе.
Школьники, обучающиеся в младших классах и обладающие базовым уровнем самоконтроля, вполне сознательно умеют подавлять негатив. Но пытаясь отстоять собственное «я» и свои интересы, могут бурно проявлять обиду, недовольства или страх.
В этом же возрасте начинают проявляться и гендерные различия в способах отстаивания своих интересов. Так, если мальчики предпочитают открытые действия, как драки и прочие физические действия по отношению к «противнику», то девочки действуют исподволь, применяя косвенность и вербальность.
Подростки, «отягощенные» происходящими гормональными перестройками в организме, зачастую даже не считают нужным стремиться к сдерживанию эмоциональной стабильности в отношениях с окружающим миром. Они предпочитают, отстаивая собственную значимость и востребованность, даже усложнять ранее устойчивые социальные контакты. Что чревато драками, нанесением серьезных увечий или даже суицидальными наклонностями.
Профилактика детской жестокости и злости
Хорошо, если к коррекции поведения вашего ребенка для благоприятного развития его личности подключат свои искренние и добрые усилия педагоги и психологи.

А в семье, в качестве предупреждения агрессии, следует соблюдать правила:
- Придерживайтесь спокойной гармонии в воспитании;
- Демонстрируйте мирные, доброжелательные способы разрешения конфликтов;
- Уважительно относитесь к своему ребенку. Если в семье или ближайшем окружении принято решать проблемы криками, руганью или другими асоциальными способами, то сложно ожидать от малышей иного поведения, поскольку они копируют такую модель жизни;
- Научитесь выслушивать и уделять время на общение;
- Позволяйте проявления негативных чувств в рациональных масштабах. Попытки взрослых прекратить бурные реакции ребенка наказаниями лишь осложнят ситуацию;
- Не акцентируйте внимание на незначительных и разовых проявлениях агрессии;
- Не пеняйте периодически о давно совершенном негативном проступке.
Как помочь детям справиться со злостью
Главная задача любящих, ответственных и добропорядочных родителей – вырастить своих детей добрыми, воспитанными и хорошими людьми. Разовую негативную выходку следует забыть и не акцентировать на ней внимание. А вот часто повторяющиеся грубые и обидные для окружающих действия, необходимо пресекать и помогать ребенку с психологической ситуацией, в которой он, вследствие возраста, оказался.
Малым деткам следует разъяснять необходимость использования слов, а не действий, для своих просьб и потребностей. Для них следует проговаривать и свои переживания из-за грубого поведения отпрыска.
«Я тебя люблю и никогда не смогу разлюбить. Любого. Всегда. Послушного и доброго было любить проще, но ты – мой ребенок. Я понимаю, что и тебе не нравится быть плохим и злым. Давай вместе справимся с твоими переживаниями. Я тебе помогу». Именно так, от души, должен сказать родитель своему сыну или дочери. Ведь дети долгое время ощущают себя маленькими, беспомощными и бесправными не только в обществе, но и в своей семье. Они в гораздо меньшей степени наделены правами, даже на собственные игрушки или свободное время, при большой концентрации запретов и табу, направленных к их личности.

Добро можно привить только от добра, поэтому попробуйте посмотреть на мир глазами ваших детей. И, возможно, частично согласиться с тем, что они правы, когда просят продлить им время прогулки, готовить их любимые блюда или позволять приводить друзей в дом. Прислушайтесь к своему ребенку и отмените часть устоев и запретов, направленных к нему.
Хорошие советы ответственным родителям:
- Будьте сами сдержанными, спокойными, рассудительными и бесконфликтными людьми;
- По возможности разбирайте каждую ситуацию, в которой ребенок проявил агрессию;
- При обсуждении негатива переводите разговор на действия, а не качества личности. Вместо фразы «ты – плохой», нужно сказать «ты поступил плохо»;
- Не сравнивайте своего сына или дочь с другими детьми, которые «лучше». Это усугубит его представление о собственной ненужности в семье и усилит дурные действия в стиле «назло»;
- Переключайте внимание деток с негатива на позитивные мысли и поступки;
- Стимулируйте хорошее поведение детей обещанием того, что им будет действительно интересно и приятно, как посещение скалодрома или выставки, поездку на озеро или совместное конструирование.