Обучение в школе дети воспринимают по-разному. Кому-то изменения в жизни даются легко, а кто-то приобретает комплексы и моральные травмы на всю жизнь. Страхи у детей младшего школьного возраста разнообразны, как и причины – эта статья поможет узнать о них больше.

СОДЕРЖАНИЕ
Главные школьные страхи
Безусловно, ребенок, который из детского сада пришел в школу, может тревожиться, и его тревога нормальна. Новое окружение, режим, звонки, учителя, сама школа – все это веская причина для стресса. Но страх – совсем другое дело. Он формируется в процессе учебы, даже не один год, и именно младший школьный возраст подвержен этому больше всего. Особенно, если ребенок уже успел приобрести тревожность. А этому способствуют:
- проблемы в семье;
- большое количество требований и запретов от родителей;
- гиперопека со стороны родителей;
- родительская тревожность и страх (о той же успеваемости);
- проблемы с социальными отношениями (сверстниками, взрослыми);
- психотравмы.
Таким образом, детский страх появляется еще до того, как прозвучит первый школьный звонок. И его возникновение – следствие ошибок в воспитании или проблем в семье. Конечно, строгий или даже злой учитель, к примеру, это причина страха. Но без уже существующей тревожности школа не станет серьезным стрессовым фактором.
Чего же может бояться школьник?
Исследования психологов показывают, что главный детский страх – одиночество. То есть, ребенок боится, что самый важный и близкий человек откажется от него, пусть даже эмоционально, перестанет отдавать свою любовь и принятие.
Эта фобия обусловлена эволюционно – в природе детеныш, от которого отказались родители, погибает. Люди в этом плане не отличаются от других млекопитающих. И данная фобия – база для появления страхов, с которыми связан младший школьный возраст.
Разочаровать родителей и учителей
В первую очередь, конечно же, дети боятся разочаровать родителей. Но если учитель любимый, авторитетный, то переживания касаются и его. Младший или старший класс – не важно.

Почему возникает боязнь разочарования? Все просто: родители/преподаватель разочаруются и не будут меня любить, я останусь один (эмоционально). Ситуация усугубляется, если есть вероятность наказания, эмоционального или физического.
Причина страхов в данном случае:
- высокая требовательность родителей;
- установки «ты должен быть лучше всех, иначе не буду тебя любить»;
- нездоровая обстановка в семье;
- слишком большие надежды, которые возлагаются на ребенка его окружением.
В том числе, негативным фактором является и чрезмерная похвала, отмечающая ум, черты характера и так далее – ребенок будет бояться допускать ошибку, ведь он «такой умный, просто гений», а гениям же нельзя ошибаться.
Получить плохую оценку
Такие страхи у детей младшего школьного возраста наиболее частые. Но фобия развивается перед школой, и ее причина – та же, что и в боязни разочаровать родителей. Ведь плохая оценка – это разочарование.
Проявление боязни – склонность к заучиванию, неуверенность в себе, истерика и слезы, если получил плохую оценку, выраженный страх показывать дневник родителям.
Строгие или злые учителя
Младший школьный возраст – тот период, когда ребенок еще слишком субъективен. И «злой» учитель может быть просто более строгим, чем родители. Соответственно, фобия развивается без причины. Тем не менее, ее проявление выраженное, вплоть до физических симптомов (крутит живот, дрожат ноги, учащается сердцебиение).
Страх перед учителем имеет те же корни – психотравма или проблемы в семье, в отношениях с родителями. Но нужно понимать, что педагог действительно может быть злым. И если в дошкольном учреждении, дома ребенок спокоен, не боится взрослых, воспитателей, соседей, а школа вызывает в нем ужас, потому что «учитель орет», требуется прямое вмешательство родителей.
Выходить к доске
Отвечать у доски, перед всем классом, еще и когда преподаватель строго смотрит… Не только младшеклассник, но и подросток будет нервничать. И не всегда младший школьный возраст становится точкой отсчета, во многих случаях боязнь развивается позже.

Проявление страха – неспособность вспомнить даже выученный материал, дрожь, сложность в построении связной речи. Причина же – неуверенность в себе. Именно из-за нее ребенок боится отвечать у доски перед классом, ведь он может сказать что-то не то, и его засмеют. И учитель двойку поставит или даже отругает.
Вопрос в том, откуда взялась неуверенность в себе.
И здесь снова обращаем внимание на семью – если родителями была допущена ошибка в воспитании ребенка, он не будет в себе уверен. «Вечно у тебя все из рук валится, ну что ты такой раззява, ну почему ты всегда делаешь все не так, да ты ни на что не способен».
Результат – боязнь отвечать у доски, а позже – страх перед публичными выступлениями в целом и сопутствующие проблемы.
Быть изгоем в классе
Фобия может возникать по двум причинам.
Первая – отвержение в семье. Потому что быть изгоем это быть отвергнутым, по какой-либо причине. «Если не будешь меня слушаться, я не буду тебя любить/отдам вот тому дяде/отправлю в детский дом».
Вторая – негативный опыт дает сама школа, то есть, именно в ней появился опыт отвержения, от неприятия до буллинга.
«Спалиться» со шпаргалкой
Желание получить результат, прикладывая минимум усилий, – особенность психики человека, и возраст здесь не играет роли. Школа же – прекрасный пример того, как эта особенность проявляется. Шпаргалка – способ получить хорошую оценку без заучиваний. Поэтому боязнь попасться вполне рациональна – можно получить двойку, а двойка это неприятности.
Не сдать экзамен
Конечно, это уже не страхи у детей младшего школьного возраста, но не сдать экзамен в старших классах – то же самое, что и получить двойку в младших. Причины те же. Но градус тревожности выше, вплоть до нервного срыва (особенность подростковой психики). И большая ошибка со стороны родителей – усиливать тревожность прогнозами «не сдашь экзамен – пойдешь в дворники».
Выявление детских страхов
Индикатором становятся:
- ухудшилась успеваемость ребенка;
- школа нелюбима до слез, истерик;
- работа над домашним заданием выполняется, но оценки за ответ у доски плохие;
- ребенок категорически не хочет отдавать дневник родителям;
- проявление агрессии по отношению к учителям, одноклассникам;
- жалобы на учителей или одноклассников;
- частое плохое самочувствие без объективных причин;
- ухудшение поведения дома.
Как помочь ребенку
Что делать, если домашняя диагностика показала проблемы? Нужна коррекция поведения, работа со страхами. Но важно понять, когда вы можете справиться самостоятельно, а когда психологические проблемы требуют профессионального решения.

Что делать родителям
Прозвучит жестко, но это правда: начните с себя. Возникновение страхов у детей в 99% случаев – следствие ошибок в воспитании. Да, никто не рождается с дипломом психолога, мы все воспитываем детей, как можем, и нельзя винить родителей за то, что они допускают ошибки. Но коррекция своего поведения, слов, отношения к успеваемости, отношений в семье – залог успешного устранения страхов и тревожности у ребенка. Возможно, эта статья поможет обнаружить собственные ошибки и исправить их.
Когда нужна помощь психолога
Если фобия укоренилась, появились ее соматические проявления, если школа вызывает в ребенке резкое отторжение, и это влияет на его поведение, успеваемость – не стоит терять время.
Чем поможет психолог:
- диагностика ребенка;
- коррекция поведения родителей (советы по воспитанию);
- помощь в преодолении страхов;
- развитие уверенности в себе;
- устранение тревожности.
Когда нужна помощь врача
Опытный психолог сможет понять, когда проявление страха настолько выражено, что требуется помощь врача. То есть, психиатра. Но перед визитом к психиатру следует проверить ребенка у эндокринолога, невролога – сразу нужно исключить соматические патологии.