Для ребенка слово — основное средство общения со взрослыми. Научиться говорить малышу помогут упражнения, сюжетно-ролевые игры, специальные занятия для детей 2 лет для развития речи дома.

СОДЕРЖАНИЕ
Условия для активного развития речи
На темпы развития речи ребенка могут влиять физиологические и социальные факторы. В первом случае причиной задержки могут стать перенесенные заболевания, тяжелая беременность или вредные привычки матери, неврологические отклонения у малыша. Огромную роль играет наследственность. Известны случаи, когда в роду здоровые дети практически не говорят до 2 лет, а затем начинают произносить слова или фразы.
Что касается социальных факторов, влияющих на речевое развитие, логопеды выделяют:
- дефицит общения со взрослыми;
- стрессы из-за конфликтов в семье;
- педагогическую запущенность;
- особенности характера крохи.

Помочь освоить навык просто. Нужно общаться с малышом, разговаривать с ним, рассказывая о действиях, называя предметы, задавая вопросы. Часто родителям недосуг вслушиваться в детский лепет, на него практически не обращают внимания. Если такие ситуации повторяются, ребенок может замкнуться в себе. Благоприятно влияет на желание малышей разговаривать общение с их разговорчивыми сверстниками. Новые слова они будут быстро перенимать друг у друга.
Среднестатистические нормы
В педиатрии принято считать, что 2-летний ребенок должен уметь строить простые предложения, выражать свои чувства, желания, просьбы. Он легко ориентируется в названиях предметов, дает им характеристики (о цвете, размере). Словарный запас малыша включает около 1000 слов, но из них он активно использует всего 200-300, остальные понимает, но не произносит или выговаривает частично.
Дети старше 2 лет нередко придумывают свои слова. Это нормально в таком возрасте. Около 60 % словаря составляют существительные, 25 % — глаголы. Активно внедряются в речь обобщающие слова (особенно в случае, когда с малышом родители регулярно занимаются с использованием тематических дидактических материалов).
Эффективные упражнения для развития речи
Успешными занятия по развитию речи с детьми от 2 лет могут быть только если они интересны ребенку и проводятся разнообразно. Логопедические упражнения, артикуляционная гимнастика, тренировка мелкой моторики, будут восприняты с энтузиазмом, если проводятся весело и необычно. Педиатры предлагают много вариантов разнообразных игр, каждая из которых направлена на активизацию речевого развития крохи.
Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика
Артикуляция требует от ребенка задействовать не только язычок, небо, челюсти, зубки. При говорении используется около 100 мышц лица, шейного и грудного отдела. Их слабость может стать причиной расстройства речи, которое сопровождается невнятным произношением слов. У детей такое явление взрослые могут ошибочно посчитать нормой для столь юного возраста.

На самом деле необходимо укреплять мышцы, участвующие при говорении. Подобные занятия не требуют серьезных усилий, проходят весело, но при этом крайне полезны для развития речевого аппарата малыша. Дети любят пускать мыльные пузыри, дуть на пламя свечи, подвешенные на ниточках бумажные бабочки, облачка. В ванной можно запускать кораблики и дуть в паруса. Все легко и в удовольствие.
Игры на развитие моторики
Доказано, что интеллектуальное развитие ребенка напрямую связано с состоянием моторики. Ответственные за эти направления центры головного мозга расположены рядом, поэтому влияют друг на друга. В качестве инвентаря используют мелкие игрушки, предметы, шнурки, тесьму, емкости с разной шириной горлышка, чтобы засыпать в них крупу.

Можно предложить малышу нанизать на шнурок бусины, пуговицы или макароны, попробовать открутить и закрутить крышку на банке, сложить фасолины в бутылку с узким горлом и сделать погремушку. На листе бумаги можно начертить лабиринт и попросить кроху найти выход. «Идти» по дорожке можно пальчиком или вести линию карандашом. Детям нравится играть с прищепками (лучше выбирать разноцветные и не слишком тугие).
Игры со звукоподражанием
Отличной гимнастикой для речевого аппарата малыша станет подражание звукам, которые издают разные животные, предметы. По возможности стоит знакомить с подобной информацией кроху в живую. Это будет интересно, познавательно и в то же время наглядно. Конечно, далеко не всегда это возможно. Поэтому в ход пускают изображения зверей, птиц, картинки с разными видами транспорта, техники.
Пальчиковые игры
Гимнастика, направленная на развитие ловкости пальцев рук ребенка, полезна не только с точки зрения развития его речи. Упражнения положительно сказываются и на таких навыках как рисование, умение обращаться со столовыми приборами, собирать конструкции из мелких деталей. Пальчиковые игры в этом отлично помогают.
Они сопровождаются веселыми стишками, предусматривают активное взаимодействие малыша со взрослым. В ходе таких игр кроха разучивает новые жесты, которые пригодятся в общении. Постепенно кроха запоминает стихи и заканчивает фразы за взрослым во время занятий, тренируя память.
Сюжетно-ролевые игры
С помощью сюжетно-ролевых игр создается благоприятная среда для того, чтобы ребенку во время занятия самому захотелось что-то сказать. Это станет для него естественной потребностью, которая позволит принять полноценное участие в происходящем. В 2 года малыш сможет назвать (правильно или нет, не так важно) главных персонажей, озвучить их действия, диалог. Большинство детей с удовольствием проводят таким образом время с родителями, одновременно осваивая полезные для себя навыки.

Чтение книг
Чтобы активизировать внимание ребенка на сюжете книги, задавайте ему вопросы, общайтесь во время чтения. Это сделает занятие интереснее, позволит заниматься каждый раз, акцентируя внимание на новых моментах. В возрасте от 2 лет речь может пойти о действиях персонажей, обсуждении иллюстраций, сюжета. Интересуйтесь мыслями, чувствами крохи.
Игры с дидактическими материалами для увеличения пассивного словаря
Главный секрет педагогов, которые используют в своей работе простой, но эффективный метод с привлечением к занятиям дидактических материалов, состоит в том, чтобы найти интересные для ребенка темы. Это важно для того, чтобы малыш не терял интереса к игре. Одному понравятся карточки с изображением животных или игрушек, другому — техники или насекомых.
Сегодня ребенку интересно посмотреть на машинки, завтра — на фрукты-ягоды. Поэтому запас таких карточек должен быть большим. Если заниматься регулярно, активный и пассивный словарь быстро пополняется. К нескольким любимым темам можно со временем добавлять новые, чтобы расширять возможности выбора и продолжать развиваться.
Развитие речи у мальчиков и девочек
Физиологические различия у детей разного пола проявляются и в плане речевого развития. К 2 годам словарный запас девочек в среднем насчитывает около 300 слов, мальчики подобного результата достигают на 4-5 месяцев позже . Это связано с различиями в работе мозга. При переработке словесной информации мальчики пользуются в основном левым полушарием, девочки — обоими.

Из-за этого различается способ восприятия, переработки информации. У мальчиков восприятие более фрагментировано, у девочек — детализировано. При этом у представителей сильного пола сильны пространственные способности, зрительное восприятие информации. Девочки быстрее запоминают все на слух.
Признаки задержки развития
Проблемы в использовании речи для общения у малышей 2-3 лет возникают, к сожалению, нередко. Основные признаки задержки развития, на которые нужно обратить внимание:
- неумение сформулировать мысль;
- медленное пополнение словарного запаса (активного и пассивного);
- сложности с ответами на простые вопросы взрослых;
- проблемы с мелкой моторикой;
- перенапряжение лицевых мышц при попытках произнести некоторые звуки;
- неумение говорить простыми предложениями;
- перестановка местами, «проглатывание» слогов, звуков.
Консультация логопеда в любом случае необходима. Проводить тестирование рекомендуется ближе к 3 годам. На нем с использованием карточек врач попросит малыша рассказать об изображении, чтобы оценить его словарный запас, скорость речи, правильность произношения сложных звуков.
Как избежать проблем с развитием речи
Если рассматривать вопрос развития речи у детей 2 лет с точки зрения создания благоприятной для этого среды, у родителей есть возможность влиять только на социальные факторы, влияющие на умение ребенка разговаривать. В первую очередь нужно обратить внимание на то, испытывает ли малыш необходимость в словах при общении со взрослыми.
При гиперопеке нередки ситуации, когда желания ребенка выполняются еще до того, как он их озвучит. У него нет потребности делать что-то самостоятельно. Поощряйте в детях желание говорить, используя слова, спрашивайте о том, что интересно малышу, обсуждайте это.

При этом нахождение крохи в слишком насыщенной информационной среде тоже может стать причиной задержки развития речи. Мозг не успевает обрабатывать поступающие данные, не может выделить из потока какие-то ключевые моменты. В результате все воспринимается как «белый шум».
Плохо сказываются на развитии речи детей и стрессы. Ссоры взрослых, слишком требовательные родители, которые давят на малыша, добиваясь от него результата. Все это идет только во вред. Ребенок замыкается, так как еще не способен постоять за себя. Если взрослые не понимают ошибки, давление только усиливается. Ситуация усугубляется.
Избежать проблем социального характера в развитии речи ребенка можно достаточно просто. Нужно только устранить все факторы, которые оказывают негативное влияние. Если с малышом 2 лет заниматься, выполнять упражнения, постоянно общаться, играть, он быстро догонит сверстников. Но вначале лучше проконсультироваться с врачом, который поможет подобрать эффективный метод устранения задержки речевого развития ребенка.