Развитие памяти у детей дошкольного возраста – возрастные особенности и нормы


Память у детей развивается на протяжении всего периода взросления, особенно активно это происходит в раннем возрасте. Но иногда процессы запоминания ухудшаются. Чтобы понять причины этого, нужно изучить особенности развития памяти у детей дошкольного возраста.

Память у детей

Особенности развития

Память является важным психологическим процессом, благодаря которому дети быстро усваивают информацию, а потом, в более старшем возрасте, легко воспроизводят ее. Тем не менее особенности развития памяти у детей разного возраста различаются, и дошкольники воспринимают окружающую действительность не так, как обучающиеся начальных классов.

Развитие зрительной, слуховой и произвольной памяти лучше всего происходит в течение первых 6-ти лет жизни. Сформированные навыки влияют на запоминание в школе.

На первом году жизни память является непроизвольной. Она связана с рефлексами и моторикой. У ребенка начинает развиваться память в те моменты, когда он начинает ходить, узнавать своих родных, запоминать место сна, игрушки.

На первом году жизни память является непроизвольной
На первом году жизни память является непроизвольной

В возрасте от 2 до 4 лет на первое место выходит образное запоминание. Дети видят предметы, образы, которые в результате прочно закрепляются в сознании. Позже малыши начинают использовать все виды памяти.

Наиболее запоминающимися оказываются те явления, увлечения и предметы, которые интересны ребенку. Также надолго закрепляются действия, места и образы, которые постоянно возникают перед его глазами.

Виды памяти

Память — это умственная способность со сложной структурой, поэтому имеет несколько классификаций.

С точки зрения восприятия объектов она делится на:

  • Эмоциональную;
  • Зрительную;
  • Слуховую;
  • Двигательную;
  • Моторную;
  • Вкусовую;
  • Тактильную;
  • Обонятельную.

Для детей наиболее важной являются зрительная и слуховая.

Виды памяти
Виды памяти

По времени хранения информации память делится на долговременную и кратковременную.

Еще один фактор, по которому происходит разделение — цель деятельности: различают следующие виды.

Произвольная

Формируется ближе к 6-7 годам. В этом возрасте ребенок целенаправленно старается что-то учить, запоминать, сортировать нужную информацию. Это достижение считается очень ценным. Для формирования произвольной памяти требуется прилагать немало усилий. Существует несколько подвидов этой способности. Самая простая — узнавание, когда малыш видит один и тот же объект и запоминает его.

Сложнее воспоминание. Ребенку предлагается вспомнить объект или образ, который наглядно не представлен. Для учебного процесса главным является припоминание — умственное действие, которое связано с поиском и извлечением из недр памяти нужной информации.

Запоминание в свою очередь тоже делится на подвиды: механическое и логическое. Смысл первого в том, что дошкольник запоминает данные с помощью «зазубривания», не вникая в суть процесса.

Формирование произвольной памяти
Формирование произвольной памяти

Логическое запоминание направлено на понимание внутренней сути явления.

Непроизвольная

Этот вид появляется до того, как ребенок будет стараться осознанно что-то запоминать. Чаще всего образы, явления, понятия откладываются в памяти непроизвольно, сами собой. Человек не старается что-то конкретно запомнить, но мозг фиксирует для себя нужную информацию.

Отличие детской непроизвольной памяти от взрослой в том, что малыш запоминает только то, что ему нравится.

Ребенок акцентирует внимание на чем-то красочном, ярком, вызывающем у него положительные эмоции.

Слуховая

Эта способность памяти формируется в том случае, когда ребенок воспринимает все на слух. Слушая сказки, басни, колыбельные или потешки, дети отлично тренируют мозговой центр. Существует множество таких упражнений:

  • Расспросить малыша о том, чем занимались в детском саду в течение дня;
  • Попросить пересказать его просмотренный мультфильм;
  • Дать характеристику полюбившегося сказочного или мультипликационного героя.

Зрительная

Здесь главным органом восприятия являются глаза. Ребенок смотрит на конкретный образ и запоминает его. Самыми распространенными играми для развития зрительной памяти являются настольные и компьютерные.

Развитие зрительной памяти
Развитие зрительной памяти

Важно заниматься с малышами, предлагая для просмотра различные фигуры и цвета. Помимо памяти, у ребенка развивается фантазия, если попросить его дорисовать какой-нибудь узор или недостающий элемент.

Формы воспроизведения

Воспроизведение — это оживление мозговых связей и актуализация имеющейся информации. Этот процесс также имеет несколько разновидностей:

  • Узнавание. Если человек когда-либо что-то видел или знал, это обязательно всплывет в памяти;
  • Воспоминание. Если объекта или явления уже нет рядом, его можно вспомнить по характерным признакам;
  • Припоминание. Для этой формы воспроизведения нужно выстроить логические цепочки и постараться припомнить детали того, что когда-то уже видели или слышали;
  • Забывание. Когда что-то становится неважным, мозг постепенно вытесняет это из памяти или подменяет другой информацией.

Школьникам свойственна образная память. Они легко усваивают то, что им нравится и не могут запомнить основного.

Почти такая же тенденция и у дошкольников. Скучные события не остаются в памяти, зато положительные эмоции они помнят долгое время.

Образная память
Образная память

Не нужно забывать о повторении. Если постоянно возвращаться к одному и тому же предмету, мозг непроизвольно запомнит его.

Когда объема знаний становится достаточно, дошкольник уже начинает анализировать и выстраивать их в систему. Это первый шаг к получению осмысленных понятий.

Возрастные особенности развития памяти у детей

На каждом возрастном этапе у дошкольников есть свои особенности получения информации, ее запоминания и хранения. Все зависит от возраста ребенка. Всего выделяют 4 периода:

  • От 0 до 12 месяцев. Здесь на первом месте моторная память. Малыш видит движения и непроизвольно повторяет их, узнает лица и голоса. Упражнения с яркими красочными картинками и предметами помогут младенцу лучше запомнить окружающий мир;
  • От года до 2-х лет. Мозг начинает более активную работу, формируется центральная нервная система. Ребенок уже не только различает знакомые лица, но и запоминает образы. Некоторые воспоминания осознанно закрепляются в памяти;
  • От 2-х до 4-х лет. Главной становится механическая память. Дошкольник может выстраивать логические цепочки, вспоминать то, что было раньше, систематизировать знания;
  • От 4-х до 6 лет. Маленькие исследователи запоминают в основном интересную, захватывающую информацию, причем делают это непроизвольно. Скучные и однообразные занятия не откладываются в их памяти. В среднем ребенок одновременно может запомнить от 8 до 10 предметов.
В младенческом возрасте развивается моторная память
В младенческом возрасте развивается моторная память

Это общепринятые нормы, которые следует учитывать, не забывая об индивидуальных особенностях развития каждого дошкольника.

От чего зависит способность к запоминанию у детей

Эффективность памяти ребенка зависит от многих факторов:

  • Возраста. Чем старше становится малыш, тем выше способность к запоминанию. Это связано с тем, что дети получают ту информацию, которую им преподносят взрослые. Становясь старше, они учатся анализировать, фильтровать и сравнивать;
  • Количества информации. Чем больше знаний, тем лучше память;
  • Задатков конкретного ребенка. Это сильно влияет на процесс запоминания. Чем больше дошкольник занимается, изучает, постигает новое, тем быстрее запоминает.

Умственные способности постепенно улучшаются, особенно если постоянно тренировать свою память.

Общие рекомендации по развитию памяти дошкольников

Улучшить свойства памяти у детей помогут такие общие рекомендации. Они просты и универсальны, поэтому выполнить их не составит труда:

  • Сбалансированное питание;
  • Физическая активность;
  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;
  • Проветривание помещений;
  • Соблюдение распорядка дня;
  • Благотворный сон в положенное время.
Прогулки на свежем воздухе помогают развивать память
Прогулки на свежем воздухе помогают развивать память

Выполнение этих рекомендации безусловно влияет не только на память, но и на внимание, наблюдательность и интеллект.

Упражнения и игры на развитие памяти

Чтобы развить у ребенка различные виды памяти, ему следует помочь. Для этого специалистами были разработаны игры и упражнения.

Развитие образной памяти

Для лучшего непроизвольного запоминания образов с ребенком можно поиграть в «Классификацию». Суть в следующем:

  • Взять картинки с изображением различных ярких предметов;
  • Предложить ребенку разложить их по группам. Например, мебель отдельно, животных отдельно.

Игра «Супермаркет» также помогает в развитии образной памяти. Нужно дать малышу картинки с изображением продуктов и попросить его сложить в корзину только те, которые попросила купить мама.

Развитие слуховой памяти

Важно научить ребенка не только слушать, но и слышать. Для этого есть специальные тренинги, которые помогут улучшить слуховую память:

  • «Слова». Следует медленно проговорить 10 слов, не связанных между собой по смыслу, и предложить дошкольнику запомнить их;
  • «Памятный день». Каждый вечер нужно расспрашивать своего сына или дочь о том, что интересного произошло за день;
  • «Города и страны». Можно взять любую группу тематических слов, произнести первую букву и попросить ребенка придумать новое слово на букву, которой заканчивается слово.
Слуховая память у детей
Слуховая память у детей

Развивать слуховую память помогают пересказы, песни, загадки.

Развитие зрительной памяти

Для таких упражнений лучше использовать яркие, запоминающиеся картинки:

  • Выложи изображение. Малышу предлагается картинка из разложенных деталей, потом ее убирают. Дошкольник по памяти должен воссоздать то же изображение;
  • На столе выкладываются предметы. Воспитанник запоминает, где они находились. Затем пытается восстановить, что видел;
  • После уличной прогулки попросить ребенка нарисовать понравившиеся детали, предметы и явления. Например, осенние листья, радугу, кота.

Развитие двигательной памяти

Запоминать движения сложно, поэтому можно предложить детям поиграть в:

  • Кукольный театр. Взять ребенка за руки и выполнить вместе с ним различные движения. Поднять правую руку, согнуть в колене левую ногу и т. д. Затем попросить дошкольника повторить это одному;
  • Делай, как я. Взрослый производит движения, а малыш повторяет все за ним. Можно таким образом поставить несложный танец.

Развитие логической произвольной памяти

Для развития такой формы запоминания следует использовать методы сравнения, анализа и систематизации. Подойдет игра «Найди пару». Среди множества картинок нужно найти две абсолютно одинаковые.

Развитие логической произвольной памяти
Развитие логической произвольной памяти

Кроме этого сюда же подойдет игра «Классификация».

Развитие долговременной памяти

Для совершенствования этого вида памяти необходимо не только автоматическое запоминание, но и постоянная тренировка.

Мозг сможет быстро запоминать и долго сохранять информацию, если постоянно питать его новыми знаниями. Для этого нужно расширять кругозор детей с помощью книг с иллюстрациями, упражнений с текстами.

Причины нарушений памяти

Иногда у ребенка могут наблюдаться нарушения памяти, которые могут быть вызваны качественными и количественными причинами. В первом случае у дошкольников отмечается ухудшение памяти, невозможность запоминать явления и предметы. Во втором ребенок заменяет действительность вымыслом и фантазией. В результате в памяти остаются ложные представления.

Специалисты называют такие причины нарушений:

  • Задержка умственного развития;
  • Психическое потрясение;
  • Физическая травма;
  • Панические атаки;
  • Неблагоприятная окружающая атмосфера;
  • Частые хронические заболевания.

Чтобы ребенок развивался в соответствии с возрастом, нужно уделять ему больше внимания. А это и совместные игры, и психологические тренинги, и увлекательные упражнения.

Поделитесь
Напишите свой отзыв или мнение

Ваш адрес email не будет опубликован.