В детском возрасте страх ребенка остаться одному является нормальным и тесно связан с привязанностью к «своему взрослому». Такой этап в жизни неизбежен и следует знать, как помочь малышу справиться с этим, не травмируя психику и не разрушая прочные эмоциональные связи в любом возрасте.
СОДЕРЖАНИЕ
Причины возникновения страха
Детский страх — это психологическое проявление, которое возникает вследствие угрожающих факторов. Страх является сильной эмоцией, так как основан на инстинкте самосохранения. Как правило, то, что вызывает тревожность и порождает боязнь у ребенка, не несет реальной угрозы. Возникновение такой реакции чаще всего связано с окружением, воображением, психосоматикой, каким-либо объектом или самими взрослыми, которые неосознанно акцентируют внимание на эмоции страха (не наступай, а то упадешь; не трогай, а то укусит и др.).
В психологии выделяют такие основные причины, порождающие страх:
- Недостаток общения. Никакие игрушки, телефоны или компьютеры не могут заменить общение с родителями. Совместное времяпровождение, разговоры, игры и развивающие занятия крайне важны для ощущения безопасности и защищенности.
- Гиперопека. Часто со стороны родителей наблюдается повышенное внимание ко всему, что окружает малыша. Желание взрослых максимально обезопасить среду, не отпускать от себя и все контролировать крайне негативно сказывается на психическом здоровье и делает ребенка неуверенным в себе и тревожным.
- Малоподвижный образ жизни. Эксперты отмечают, что дети, не получающие в полной мере физическую нагрузку, рекомендованную по возрасту в течение дня, больше подвержены страхам.
- Разногласия в семье. Частые ссоры мамы и папы негативно сказываются на эмоциональном фоне ребенка, даже если малыш не понимает, что конкретно происходит, то он это отлично чувствует. Что и является благоприятной почвой для развития всевозможных страхов.
Большинство детских фобий легко поддаются корректировке или же избавление приходит с возрастом. Поэтому их еще называют возрастными страхами.
Возрастные особенности детского страха
Для каждого периода взросления есть характерные особенности и проявления страха. Выделяют пять наиболее выраженных:
- 0-6 месяцев — новорожденный вполне может находиться непродолжительное время сам, изучая мир вокруг себя — образы, силуэты, запахи и т. д. В этом периоде дети могут вздрагивать, жмуриться или вскрикивать из-за резкого звука или вспышки света. Такие рефлекторные реакции и являются зарождением будущих страхов.
- От 6 месяцев до года — в этом возрасте дети неосознанно начинают бояться остаться без защиты и поддержки мамы. Стоит ей выйти из комнаты или быть вне поля видимости, у малыша начинается сильная истерика. В психологии это явление называют «сепарационной тревогой» — боязнью разлуки. Также в этом возрасте ярко выражается боязнь незнакомых людей, происходит идентификация своих и чужих.
- 1-3 года — к 18 месяцам, как правило, страх чужих людей проходит и замещается смущением и стеснением. Около двух лет, имея уже определенный жизненный опыт, ребенок может построить логическую цепочку и страхи становятся более осознанными. Например, если поход к педиатру заканчивается уколом, то есть вероятность появления боязни медработников.
- 3-6 лет — с началом формирования абстрактного мышления страхи меняют вектор. Ребенок уже понимает, что мама не исчезнет и через какое-то время обязательно вернется, а, следовательно, ее можно отпустить. В этот период появляется страх темноты, высоты, злых персонажей сказок (Бабы-яги, Серого Волка, Кощея) выдуманных существ и т. д.
- Младший школьный возраст — в этот период наиболее распространенным считается страх смерти (своей или родительской), так как дети уже начинают в полной мере осознавать сущность этого понятия, а боязнь остаться одному усиливается.
Детская психика крайне уязвима и подвержена влиянию извне, порой неосторожные фразы или страшилки, рассказанные взрослыми, становятся предпосылками к развитию тревоги, избавиться от которой не так-то просто.
Игнорирование страхов
С проблемой детских страхов сталкивается каждая семья. Это нормальное явление, с которым не следует активно бороться, но не нужно потакать. Родители должны уделять ребенку внимание и качественно проводить вместе время, воспитывать чувство свободы и бесстрашия. Нельзя допускать, чтобы малыш чувствовал себя одиноким, ненужным, брошенным.
Если игнорировать детские страхи, то можно только усугубить ситуацию и спровоцировать развитие невроза. Кроме того, это может способствовать формированию суицидальных наклонностей, которые проявляются в подростковом возрасте.
Как понять истинный страх ребенка
Часто за страхом ребенка остаться одному скрывается что-то более конкретное — боязнь остаться спать в темной комнате или что в квартире начнется пожар и прочее. Выяснив истинную причину, можно облегчить чувство тревожности и впоследствии навсегда избавиться от навязчивых мыслей.
Действия родителей:
- Первое, что следует сделать родителям — это поговорить «по душам» задавая ненавязчивые наводящие вопросы: «Ты боишься монстров под кроватью? У тебя в шкафу живет Змей Горыныч? Тебе страшно, что начнется пожар?»
- Обязательно необходимо подбадривать и хвалить кроху, ни в коем случае нельзя насмехаться над проблемой. Детская психосоматическая система работает по-другому, любые кошмары живут в выдуманном мире и подчиняются его правилам. Засмеяться и сказать: «В закрытой квартире никаких монстров нет» — не выход из положения.
- Верным будет выслушать и предложить справиться с этим вместе. Например, спать с включенным ночником, возможно какое-то время спать в комнате с родителями, использовать какую-то игрушку-оберег или приобрести свисток, чтобы в случае опасности можно было подать сигнал.
- Убедить ребенка в том, что он в полной безопасности, даже когда остается один. Показать свой решительный настрой, храбрость и смелость, чтобы он знал, что родители всегда защитят и не дадут в обиду. Не нужно демонстрировать свое волнение и неуверенность — дети очень хорошо считывают эмоциональный фон. Наоборот, лучше оказывать поддержку и быть участливым в борьбе с фобиями.
И главное — никогда не следует пугать детей бабайками, чужими дядями или злыми волками. Необходимо указывать на реальную опасность и предостерегать, а не использовать вымышленных персонажей.
Советы, которые можно дать ребенку
Чтобы помочь ребенку лучше справится с тревогой и стрессом, можно научить его выполнять некоторые простые упражнения:
- Мыльные пузыри — как только малыш начнет волноваться, пусть он постарается надуть самый большой мыльный пузырь. Эта своеобразная дыхательная техника поможет снять напряжение, а вид мыльных пузырей расслабит.
- Дневник беспокойств — каждый раз, когда ребенка будет посещать тревожная мысль, пусть он ее аккуратно записывает в тетрадку. Так внимание переключается и тревога отступает. Потом можно все прочитать и проработать беспокойства вместе.
- Успокоительная коробочка — пусть ребенок возьмет свои любимые игрушки, фотографии, книжки и т. д. и положит в коробку. Во время приступа страха или волнения малыш может достать эту коробочку и перебрать все в ней содержимое. Это занятие принесет успокоение и вытеснит из сознания навязчивые мысли.
Можно придумать свои упражнения, главное, чтобы ребенок мог это проделать один и в итоге снять напряжение.
Техники борьбы со страхами — советы родителям
Избавиться от страхов могут помочь игры, сказки, рисунки и т. д.
Например, можно вместе с ребенком нарисовать страх, а потом провести ритуал по уничтожению (разорвать, сжечь).
Или сочинить сказку, где главный герой, оставаясь один, смело сражается со своими монстрами-страхами и обязательно их побеждает.
Часто используют метод проигрывания пугающих ситуаций, где можно примерить разные сценарии развития событий и показать, что в любом из них малыш одержит победу.
Если же страх ребенка остаться одному связан именно с тревогой разлуки с мамой, то лучше начинать расставаться постепенно. Не следует оставлять ребенка сразу на длительное время одного. Здесь важно проговаривать все, что происходит (куда и зачем мама уходит из квартиры, когда вернется). Постепенно напоминать, что уже подобный случай был и мама вскоре вернулась, тем самым вселяя спокойствие.
Одним из действенных методов считается встреча со страхом, естественно, в разумных пределах. Например, если у ребенка фобия собак, можно показать ему забавные и милые видео, познакомить с маленьким безобидным щенком. Имея такой опыт, малыш почувствует, что страх будет постепенно слабеть.
Что запрещено делать, если у ребенка уже развилась фобия
Случается, что страх перерастает в фобию. Это крайне негативно влияет на развитие ребенка:
- он становится замкнутым, отстраненным;
- не справляется с обычными заданиями;
- испытывает сложности в общении со сверстниками;
- плохо спит;
- может жаловаться на головную боль или усталость.
Ни в коем случае нельзя использовать такие фразы, как:
- «Это же совсем не страшно, почему ты так реагируешь?»
- «Не бойся, ты же уже взрослый!»
- «Ты все придумал, монстров не существует!» и т. д.
Если же все-таки ребенок не может самостоятельно справиться со своими тревогами и фобиями и применение разнообразных методик дома не увенчалось успехом, следует обязательно обратиться к психологу. Он сможет разобраться, оказать квалифицированную помощь и уберечь ребенка от негативных последствий во взрослой жизни.