Первые месяцы жизни малыша – самые важные, ответственные и волнительные для каждой молодой мамочки. Вчерашний новорожденный стремительно меняется: растет, набирает массу, развивает интерес к окружающему миру и активно его познает. Поговорим о том, что должен уметь ребенок ко второму месяцу жизни и что требуется от родителей на этом этапе.
СОДЕРЖАНИЕ
Физические данные
В таблице указаны усредненные значения физических показателей ребенка.
Важно! Не следует зацикливаться на цифрах: индивидуальная норма может отличаться.
Параметр | В среднем, в 2 месяца | Мальчики | Девочки |
Вес | 5,1–5,6 кг | 4,3–7,1 кг | 3,9–6,6 кг |
Рост | 57,1–58,4 см | 54,4–62,4 см | 53–61,1 см |
Окружность головы | 38,3–39,1 см | 36,8–41,5 см | 35,8–40,7 см |
Окружность грудной клетки | 37,8–38,3 см | 35,7–40,8 см | 35,6–39,9 см |
Что полагается уметь к 2 месяцам
Поговорим о других аспектах становления двухмесячного крохи. В этом возрасте в его поведении появляется осмысленность: желания становятся более ощутимыми, он учится конкретному взаимодействию и реакциям. Разберем детальнее, что же в 2 месяца ребенок должен уметь!
Рефлексы и двигательная активность
Позы ребенка заметно меняются. Гипертонус мышц ослабевает, поэтому крошка уже не сгибает ноги постоянно, но некоторое время все-таки лежит в позе эмбриона, что вполне естественно.
При контакте с диваном или кроваткой стопы упираются в поверхности не так интенсивно, как раньше. Проявляются двигательные рефлексы: малыш пытается ходить или ползать, когда взрослый удерживает его в требующемся положении. Часто можно увидеть так называемую позу фехтовальщика: повернутую направо голову синхронно с выпрямлением правых руки и ноги, и аналогично для левой части туловища.
В 2 месяца ребенок должен уметь реагировать на запахи: приятные вызывают улыбку или замирание, концентрацию внимания на понравившемся ощущении, неприятные – отвращение, сморщивание носа и чихание.
Интеллект
Окружающий мир для младенца стремительно меняется. И он активно откликается на эти изменения. Способность устанавливать причину и следствие выходит на новый уровень. Дитя отличает маму от других людей, реагирует на ее появление особенным способом: всячески выражает радость и приятие, улыбается, внимательно наблюдает за главной фигурой в своей маленькой жизни и отслеживает ее действия. Остальные, даже незнакомые взрослые его пока не пугают и не смущают – эти эмоции в два месяца еще недоступны.
Становится заметно особое отношение к определенным предметам: наиболее интересные для себя кроха стремится потрогать, тогда как непривлекательные игнорирует или отталкивает. Также он начинает гулеть – издавать отличающиеся эмоциональной окраской и отдаленно напоминающие пение звуки. Для нас они могут звучать неразборчиво, однако в действительности малютка пытается имитировать речь, подражая услышанным речевым конструкциям.
Эмоции и психика
Двухмесячный ребенок расширяет эмоциональный спектр и чувствует потребность в отклике на свои переживания. Крик сменяется плачем, приобретает оттенки: внимательные матери могут по его интонационной окраске понять, что именно послужило причиной недовольства.
Эмоции находят отражение и в мимике, улыбка приобретает большую осмысленность. Ребенок внимательно изучает лицо человека, который к нему обращается, удерживает осознанный взгляд на объекте своего наблюдения и в меру своих возможностей анализирует характер взаимодействий. Он понимает, когда его собираются взять на руки, и демонстрирует предвкушение этого приятного момента – это проявляется в нетерпеливых движениях конечностями и положительно взволнованном гулении.
Органы чувств
Подрастающее чадо подмечает значительно больше деталей, чем сразу после появления на свет. Отмечается более явственная реакция на всевозможные раздражители. Повышается общая чувствительность, характерная для всех органов чувств.
Слух становится острее: малыш реагирует на звуки, пытается найти взглядом их источник, вслушивается. Резкий хлопок или чрезмерная громкость теперь создают явный дискомфорт – пугают и дезориентируют. Аналогичным образом обостряется зрение: движущиеся, цветные и яркие предметы идентифицируются как интересные, тогда как избыток освещения или вспышка света заставляют маленькие глазки зажмуриться.
Особенно привлекательные вещи младенец обязательно пытается изучить тактильно. Рассчитать траекторию движения собственной ручки и схватить желанный объект пока непросто, но, завладев им самостоятельно после множества попыток или получив в свое распоряжение с помощью взрослого, маленький исследователь сжимает ладошку.
Интересно знать: пошумев погремушкой какое-то время, дитя довольно быстро устанавливает причинно-следственные связи и продолжает трясти игрушку уже сознательно, подкрепляя полученные о ней знания.
Именно в этот период происходит активное формирование вкусовых рецепторов. Правда, симпатию пока вызывает только сладкий вкус, остальные нравятся значительно меньше.
Мышечный тонус
Многие молодые родители переживают из-за гипертонуса мышц. Это, как правило, не имеет оснований. Он обычно исчезает лишь ближе к середине первого года, в 6-8 месяцев, тогда как в 2 все еще сохраняется. Если вы обеспокоены проблемой сильно, лучшим решением всегда будет консультация педиатра.
Помощь и поддержка
Существует распространенное заблуждение, что в столь нежном возрасте малыш не нуждается в проактивном развитии, а забота сводится лишь к удовлетворению его естественных, базовых потребностей. В действительности полезно помогать крошке в освоении новых навыков. Предлагаем некоторые варианты:
- Гулять и наслаждаться свежим воздухом.
- Посещать детский бассейн (можно пойти на занятия со специализирующимся на грудничках тренером).
- Делать массаж.
- Заниматься гимнастикой.
- Разговаривать, рассказывать любые истории, петь песни.
- Использовать развивающие игрушки и игры.
5 самых распространенных проблем и что с ними делать
Проблема | Решение |
Малыш не старается удержать голову, при первой возможности укладывает ее на плечо взрослого. | Почаще укладывайте его на живот (но не забывайте выбирать подходящий момент – перед кормлением или через 30 минут после приема пищи). Эта поза эффективно укрепляет мышцы, в т. ч. и шейного отдела. |
Визуально мышцы развиваются асимметрично. | С некоторой периодичностью меняйте активную руку, когда носите маленького человечка. Переворачивайте его во время сна. |
Сон беспокойный сон, малыш часто просыпается. | Контролируйте режим дня, старайтесь будить и укладывать чадо в одинаковое время. |
Ребенка мучают колики. | Массажируйте живот, прикладывайте к нему тепло, пользуйтесь газоотводной трубкой. |
Наблюдается сухость кожи, аллергические реакции. | Отследите свой подход к купанию – дело в его чрезмерной частоте или непереносимости добавок. |
Сложные этапы в физиологическом и психическом развитии новорожденного часто носят эпизодический характер или легко преодолеваются с помощью получения необходимого опыта, например чтения статей о том, что должен уметь ребенок в 2 месяца. Но если вы всерьез обеспокоены какой-то особенностью вашего малютки, сомневаетесь или не уверены, что сможете разобраться самостоятельно, – самой ценной и единственно правильной рекомендацией будет прием у врача и детальное обсуждение вашей частной ситуации.