Когда декретный отпуск подходит к концу, маме предстоит принять серьезное решение: что делать дальше. С одной стороны, ей хотелось бы вернуться в профессию, а с другой стороны ее останавливает вполне естественная боязнь отдавать ребенка в детский сад. Все мамы переживают из-за того, что придется ежедневно расставаться со своим малышом; что любимое чадо будет в незнакомой обстановке, его могут обижать и плохо кормить. Но не у каждой семьи есть возможность оплачивать услуги нянь или рассчитывать на помощь бабушек, поэтому большинство все-таки решаются на сад. Несмотря на то, что в некоторых случаях такой шаг является спасением для родителей, у них остаются страхи и тревоги по этому поводу.
СОДЕРЖАНИЕ
Почему родители боятся отдавать ребенка в детский сад
Конечно, каждый родитель мечтает дать своему ребенку все самое лучшее. И тут речь не только об игрушках и питании. Взрослым хочется, чтобы чадо росло только в любви и заботе, поэтому они беспокоятся из-за ситуации, когда малыша приходится передавать в «чужие руки».
А вдруг малышу будет не хорошо, с ним что-то случится, за ним будут плохо смотреть или он заболеет? Такие вопросы наверняка задает себе любящая мама, задумываясь об образовательном детском учреждении. У родителей может быть несколько причин, по которым они испытывают страх перед возможностью отдать ребенка в детсад.
Собственный опыт
Не всегда время, проведенное в детском саду, потом вспоминается взрослыми как приятное. У некоторых остаются в памяти негативные моменты, связанные с личными переживаниями или с проблемами во взаимоотношениях внутри коллектива. Личный печальный опыт может оставить неприятный след и сыграть свою роль при решении вопросов, касающихся собственных детей.
Если у мамы при мыслях о садике в памяти всплывают только утренние истерики, бесконечный плач и чувство щемящего одиночества, то вряд ли она с удовольствием поведет туда свою дочь. Если папа с содроганием думает о своей «плохой» воспитательнице, которая унижала и запугивала детей, то маловероятно, что он решится доверить сына дошкольным педагогам.
Отрицательные эмоции, полученные в детстве во время пребывания в саду, закрепляются навсегда, и изменить эту установку практически невозможно. Взрослые, выросшие из несчастных «детсадовских» детей, скорее всего, будут искать альтернативу для своих малышей.
Опыт знакомых
«У страха глаза велики» – вот так молодые мамы легко попадают под воздействие жутких историй про детский сад, где дети только голодают, учатся плохому и подвергаются насилию. В окружении семьи обязательно найдется человек, который будет иметь достаточно негативной информации, основанной на личном опыте или опыте знакомых.
Да, иногда это оказывается правдой, и такие факты имеют место. Однако, большинство дошкольных учреждений имеют хорошую репутацию, куда малыши ходят с удовольствием. Наверняка найдутся и те, кто поделится хорошими впечатлениями о годах, проведенных их детьми в саду в безопасной и доброжелательной среде.
Родителям просто нужно приложить усилия и выбрать детский сад, подходящий ребенку: собрать как можно больше отзывов, познакомиться с воспитателями, поговорить с родителями детей-воспитанников. Возможно, что в том же самом саду с низким рейтингом уже сменилось руководство, педагогический состав и ситуация в целом.
Негативная информация в СМИ
Средства массовой информации очень любят «раздувать» новости о различных нарушениях, выявленных в детских садах. Достается всем: и системе дошкольного образования, и конкретным персонам. Но в газетах, в сети и на ТВ почти не попадаются публикации, ролики или репортажи о самоотверженных педагогах и воспитателях, заслуживших искреннюю любовь и уважение своих подопечных. Негативный информационный фон постепенно нагнетает страхи и усиливает родительскую тревогу.
Стоит ли отдавать ребенка в садик: за и против
По статистике, только 65% родителей отдают своих чад в детские сады и ясли, остальные 35% ищут альтернативные варианты: домашнее воспитание, няни, развивающие центры, группы кратковременного пребывания, кружки. Что лучше – в каждом конкретном случае семья принимает решение самостоятельно, учитывая различные факторы материального и психоэмоционального характера.
Социализация
Для маленького человечка мама является своего рода «тихой гаванью» и «зоной комфорта». Для формирования личности любому человеку надо периодически менять комфортные условия, чтобы получить новый опыт, поэтому смена окружения очень важна.
В группах дети быстро учатся базовым социальным навыкам и основам понимания собственного места в жизни и обществе.
Обучение дисциплине
Распорядок дня, включающий обязательное чередование игр, занятий и отдыха дисциплинирует и вырабатывает полезные привычки. Еда по расписанию и только вместе со всеми, соблюдение правил поведения в группе, выполнение определенных требований учит малышей порядку, который отсутствует в некоторых семьях.
Приучение к самостоятельности
Достаточно распространена ситуация, когда дома детям необязательно выполнять какие-то действия, ведь им всегда спешат на помощь любящие родители.
А потом мама с удивлением узнает, что ее ребенок в детском саду сам одевается, кушает и даже убирает за собой игрушки. Дома же любимый сын не только отказывается делать все это самостоятельно, но и изводит маму постоянными капризами.
Развитие
В группах детки быстрее развивают речевые, эмоциональные и творческие навыки. Воспитатели в игровой форме проводят занятия по разным направлениям: пение, рисование, танцы, математика, физическая культура. Родителям придется серьезно постараться и потратить немало времени и сил, чтобы обеспечить надлежащий уровень обучения при домашнем воспитании.
Частые болезни
От этого никто не застрахован и, скорее всего, каждому ребенку придется через это пройти. За первый год посещения детского сада дети могут переболеть до 9 раз, и это является нормальным показателем.
Чтобы адаптация прошла легче, лучше заранее начать укреплять иммунитет крохи и приобщить его к закаливанию. Сбалансированное питание с обязательным содержанием свежих овощей и фруктов, прием витаминов и прогулки на свежем воздухе дадут возможность подготовить даже ослабленных малышей к пребыванию в детском коллективе.
Подавление и нарушение прав ребенка
По закону дети имеют право на безопасную среду, полноценное питание, удовлетворение своих нужд, медицинскую помощь и развитие творческих способностей. Но, к сожалению, в любом коллективе ребенок может столкнуться с нарушением своих прав и проявлением насилия – психологического, физического, эмоционального.
Родителям важно поддерживать доверительные отношения со своим малышом, уметь внимательно слушать и адекватно реагировать на его изменения в поведении. Если появились какие-либо, даже малейшие подозрения, то их нельзя оставлять без должного внимания.
Как отношение мамы влияет на адаптацию ребенка в саду
Психоэмоциональные связи между мамами и детьми очень сильные, поэтому дети легко «считывают» мамин настрой по поводу какого-либо события. Если мама панически боится отдавать свое чадо в детский сад, то с уверенностью можно сказать, что ее страхи передадутся малышу.
Когда принято окончательное решение, то стоит заранее начать эмоционально настраиваться на серьезные перемены в жизни всех членов семьи.
Как помочь ребенку адаптироваться
Чтобы снизить уровень стресса и сократить время привыкания, к адаптации ребенка в детском саду нужно приступать за пару месяцев до первого посещения.
Беседы о детском саде с ребенком
Расскажите крохе о садике, о воспитателях и основных правилах, демонстрируя только положительные эмоции. В игровой форме модулируйте различные ситуации: папа привел сына в сад, сын вышел на прогулку с другими детьми, все дети обедают и ложатся спать, мама пришла за сыном.
Прогуляйтесь до ближайшего учреждения, покажите ему территорию. Чуть позже можно вместе прийти на экскурсию в группу и познакомиться с педагогом и малышами. В некоторых садах можно сначала приходить только на творческие занятия.
Выработка полезных навыков
Если есть проблемы с навыками самообслуживания, то самое время вплотную заняться этим вопросом. Придерживайтесь дома режима дня, который установлен в детском учреждении. Постепенно готовьте малыша к предстоящим разлукам, к необходимости соблюдать правила и выполнять определенные требования. Учите его выражать свои эмоции правильно, объясните значение слов «можно» и «надо». Выработайте особый ритуал для прощания и встречи.
Чего нельзя делать во время адаптации
Адаптация у всех происходит в разные сроки: одному хватает пары недель, а другому потребуется полгода. Такое время считается нормой и зависят от готовности малыша. В этот период лучше не делать перерывов в посещении, за исключением болезни.
Не поддавайтесь на слезы и рыдания, не затягивайте прощания. Не отрицайте переживания малыша, поддерживайте его и выражайте понимание. Не ругайте, не кричите и не наказывайте.
Нельзя также обманывать (уходить незаметно), запугивать (если будешь плакать, я тебя здесь оставлю) и подкупать ребенка (пойдешь в сад – куплю шоколадку). Чаще обнимайте и обязательно интересуйтесь, как прошел день.
Обеспечьте дома на время привыкания спокойную и дружелюбную атмосферу и уменьшите нагрузку на нервную систему, сократив просмотр мультиков и визиты гостей.