Первая важная дата в жизни маленького человечка и родителей – 6 месяцев. К этому времени ребенок переходит на новую ступень развития, удивляя новыми навыками и умениями. Для родителей наступает время особого контроля, ведь малыш уже хорошо ползает и рискует из-за любознательности подвергнуть себя опасности.
СОДЕРЖАНИЕ
Физиологическое развитие шестимесячного малыша
К полугоду вес детей увеличивается примерно вдвое, рост — приблизительно на 15 сантиметров. Перечень того, что должен уметь ребенок в 6 месяцев, достаточно обширен.
Воспользуйтесь калькулятором нормы веса и роста ребенка.
В полгода большинство детей сидят, стоят и пытаются переставлять ножки, держась за опору. Также, 6-месячный ребенок умеет:
- переворачиваться;
- уверенно держать голову;
- сидеть самостоятельно или опираясь на подушку (но их спинкам поддержка еще нужна);
- стоять, держась за опору или с поддержкой взрослого;
- ползать;
- брать игрушки в руки;
- перекладывать предмет из руки в руку;
- бросать предмет и наблюдать за его падением;
- делать попытки встать, держась за опору;
- делать повороты в стороны и наклоняться;
- брать еду руками и класть в рот.
Психологическое и эмоциональное развитие
У ребенка в 6 месяцев, значение имеют психологическое и эмоциональное развитие.
- Шестимесячный малыш активно проявляет эмоции – улыбается, смеется, плачет, хмурит бровки.
- Кроха различает родных и чужих визуально и по голосу, реагирует на свое имя.
- Меняется отношение к посторонним. Если раньше он их не боялся, то теперь может расплакаться даже при виде родной бабушки, которую давно не видел.
- Любознательность с этого возраста находится в своих наивысших стадиях познания окружающего мира — ребенок активно сканирует своим любопытным созерцательным взглядом окружающие предметы, животных, природу, придавая вещам несколько иные значения, и видя их с иного ракурса, в отличие от взрослых (еще не наложены фильтры и шаблоны на сознание, создающиеся ближайшим окружением/социумом).
Есть интересное выражение — «Глазами ребенка смотрит Бог». Если вдуматься, то в этом есть большой смысл…
Активно развивается речь
Кроха произносит много слогов, которые могут послышаться взрослому целым словом. Малыш не вкладывает смысл в произнесенные слова. У него получается лишь имитировать речь взрослого.
Малыш способен понимать, о каких вещах идет разговор и пытается найти их взглядом. Он ищет пропавшую из поля зрения игрушку или предмет. Ребенок выстраивает причинно-следственные связи и понимает, что в игрушке заиграет музыка, если нажать кнопку, будет шум, если бросить игрушку на пол и т.д.
Как развивать ребенка?
Чтобы у малыша развивались навыки и умения, нужно с ним постоянно заниматься.
Малышу нужно читать книги, желательно в стихотворной форме. Полезными будут занятия с пальчиками малыша, совмещенные с потешками вроде «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладушки».
В 6-месячном возрасте ребенок любит играть со взрослыми и активно интересуется игрушками. Игры и игрушки имеют важное значение в развитии — так малыш познает окружающий мир. Нужно помочь ему в этом, давая развивающие игрушки, показывая как ими играть.
Важно проговаривать маленькому исследователю совершаемые действия – это откладывается у него в памяти и влияет на развитие речи.
Мелкая моторика малыша
Настало время развивать моторику пальчиков. Можно позволить ему перебирать крупные макаронины или пуговицы, но под присмотром, так как маленький исследователь пытается все попробовать на вкус. Малышу нравится играть с коробочками и баночками, класть туда предметы и вынимать их.
- Полезно давать игрушки разные на ощупь, кусочки разной ткани, мешочки, набитые крупой или песком.
Питание и режим дня
Кормление в полгода остается пятиразовым. Основным питанием является грудное молоко или молочная смесь.
Настало время перехода на взрослую пищу
- Вводить новые продукты нужно постепенно, избегая продуктов с аллергенами. Начать лучше с овощного пюре из кабачка или тыквы, без добавления соли.
- В первый раз достаточно половины чайной ложечки, ежедневно увеличивая порцию до замены одного кормления. Если начать прикорм с фруктового пюре, то малыш вряд ли потом захочет кушать овощное.
- Затем можно добавить в рацион кашу (кукурузную, гречневую, овсяную), заменив ей постепенно другое кормление.
У малыша нет зубов, поэтому каша должна быть в измельченном виде.
Днем малыш может спать несколько раз, с промежутками между снами около двух часов. Ночью может спать не просыпаясь. Но большинство малышей по-прежнему предпочитают перекусить ночью маминым молочком или любимой смесью.
С малышом нужно обязательно ежедневно гулять. Продолжительность прогулки зависит от погодных условий и температуры воздуха. Купать малыша уже можно во взрослой ванной, в воде привычной температуры.
Безопасность ребенка
Вместе с активным ростом и развитием малыша, растет и любознательность. Малыш начинает все исследовать и пробовать на вкус.
Следует обезопасить его и предпринять необходимые меры:
- закрыть острые углы специальными накладками или чем-то мягким;
- закрыть розетки;
- поставить защиту на двери и ящички, чтобы малыш не прищемил пальчики;
- убрать повыше лекарства и бытовую химию;
- спрятать все мелкие предметы;
- если в доме есть лестница — закрыть, чтобы малыш не упал с нее;
- не оставлять малыша без присмотра в комнате с открытыми окнами.
Особое внимание следует уделять качеству игрушек для ребенка. Лучше отдавать предпочтение старым добрым деревянным игрушкам, не покрытыми вредными красками. Вообще, любые игры и игрушки должны быть безопасны, т.к. малыш в этом возрасте склонен тащить все в рот — есть много случаев с печальным исходом оттого что ребенок глотал мелкие игрушки (или их детали).
Отклонения в развитии шестимесячных детей
Каждый ребенок индивидуален, потому могут встречаться несоответствия общепринятым нормам. Но не стоит надеяться лишь на это. Чтобы своевременно заметить в развитии ребенка серьезные отклонения нужно внимательно за ним понаблюдать.
В полгода нужно уделить внимание таким моментам:
- ребенок не садиться и не делает попыток сесть, хотя бы с поддержкой;
- малыш не двигает ножками, как бы пританцовывая, когда его держат подмышками;
- кроха не перекладывает игрушку из руки в руку;
- малыш не реагирует на звуки, исходящие из другой комнаты или за спиной;
- не просится к родным на ручки;
- не проявляет эмоции, не узнает родителей, не пытается лепетать.
Наличие у малыша хотя бы одного отклонения требует обращения к специалисту.
Воспитание и развитие малыша – сложный и долгий процесс. К нему нужно подойти со всей ответственностью. Чтобы малыш вырос самодостаточной личностью, нужно развивать его с самого рождения.
Если у вас есть что добавить по теме развития полугодовалого ребенка, делитесь пожалуйста своим опытом в комментариях ниже, многим родителям будет интересно узнать!