Родителям нередко приходится сталкиваться с детскими страхами. Психологи используют разные методики для борьбы с этим явлением. Один из самых мягких способов помочь избавиться от страха – детский рисунок.
СОДЕРЖАНИЕ
Суть арт-терапии
Арт-терапия – это психологический прием, который помогает справиться с тревожностью, стрессом и страхом. Он подходит для взрослых и детей дошкольного возраста. Сначала выясняют, что именно заставляет малыша бояться.
Не всегда ребенок готов сразу говорить на эту тему, на это может понадобиться время. Главное — не давить на него, расспрашивать аккуратно. Затем нужно предложить изобразить на бумаге то, что пугает малыша.
Рисование помогает взглянуть страху в глаза, выплеснуть накопившиеся эмоции. Такой творческий метод значительно облегчает состояние ребенка, снижает его тревожность.
Детские страхи нередко бывают эфемерными. Благодаря арт-методу они обретают реальные формы. После такой визуализации выдуманные объекты перестают быть загадочными.
Приемы арт-терапии
Для коррекции тревожности и страхов детским рисунком есть несколько приемов. Перед тем как приступить к занятию, нужно убедиться, что ребенок спокоен и настроен на творчество. Также следует сразу рассказать малышу предстоящей работе. Иногда дети не сразу соглашаются рисовать.
Для занятия обычно выбирают карандаши или фломастеры. Но если малыш попросит краски, то не стоит ему отказывать. Важно, что в такой терапии можно ограничиться схематическими картинками. Поэтому не стоит просить сделать сложный и детализированный рисунок.
Также для арт-терапии можно выбрать необычные техники и средства для рисования, например:
- пеной для бритья или зубной пастой, смешанной с красителями;
- эбру (рисование по воде);
- нитями;
- пальцами, ладонями, стопами.
Во время арт-терапии возникает внутренний дискомфорт, малыш может заплакать. Такая реакция нормальна. Иногда лучше доверить проведение арт-терапии психологу, чтобы он помог малышу справиться с эмоциями.
Образ в страхе
Нужно расспросить ребенка, как выглядит его страх. Пусть он опишет его внешний вид, детали. Нередко малыши представляют образы животных или монстров. Проговорив описание, предлагают его перенести на бумагу.
Рисунку нужно дать название. В зависимости от того, что изображено, это может быть имя или слово.
Ощущение в теле
С таким приемом обсуждают не сам страх, а ощущения, которые он вызывает. Это может быть дрожь, жар или холод. Ребенку предлагают изобразить то, что он чувствует. С такой техникой рисуют схематично тело или абстрактные узоры.
Страшная ситуация
Прием используют в ситуации, когда нужна коррекция отношения ребенка к ситуации, которую он пережил ранее. Например, у него есть страх больницы. Поэтому предлагают нарисовать врача или медсестру.
Когда появился страх
Пусть малыш вспомнит, когда появился страх, и что в этот момент происходило. Затем просят изобразить воспоминания на бумаге.
Маска или кукла страха
Ребенка просят нарисовать его страх в виде маски или куклы. Затем изображение вырезают и используют для терапевтических игр.
Дальнейшие действия
Далее можно поступить с рисунком по-разному:
- Уничтожить страх. Пусть ребенок разрежет, порвет или сомнет лист с рисунком. Также можно предложить закрасить его сплошным цветом.
- Добавить новые детали. Они могут сделать изображение смешным или более добрым. Также используют элементы, с которыми объект становится не страшным. Например, вокруг паука рисуют клетку, или у доктора вместо укола изображают конфету. Так малыш иначе посмотрит на свои страхи.
- Изобразить защиту. Поговорите с ребенком, как можно уберечься от того, что его беспокоит. К примеру, если он боится собаку, то дополнительно с ней изображают поводок. Рядом с монстром можно нарисовать супергероя, которые побеждает чудище.
- Предложить придумать свой вариант. Пусть ребенок попробует сам найти способ, как сделать нарисованный объект не страшным.
Можно попросить ребенка самостоятельно выбрать, какие приемы использовать. Они не только снизят тревожность, но помогут развить воображение.
Как понять, что страхи преодолены
Когда работа с рисунком закончена, малыша хвалят за результат. Можно отметить четкие детали, яркие цвета. Далее нужно спросить ребенка:
- О его чувствах, которые он испытывал по время занятий. Смог ли малыш посмотреть на свои страхи с другой стороны.
- Изменилось ли его отношение к объекту. Не всегда сразу после метода с детским рисунком страх уходит. Но даже небольшое снижение тревожности и боязни считается положительным результатом.
После арт-терапии родителям нужно понаблюдать за поведением малыша. Если методика эффективна, то ребенок начнет реже вспоминать о своем страхе, станет менее беспокойным и тревожным.