Как развивается речь ребенка до года: нормы и возможные отклонения


Исследования доказали, что развитие речи ребенка до года напрямую зависит не только от зрелости соответствующих отделов его мозга, но и от окружения грудничка. Создать необходимые условия — важная задача для родителей.

Развитие речи ребенка до года
Развитие речи ребенка до года

Ребенок до года: основные стадии речевого развития

Специалисты выделяют 4 стадии речевого развития у детей первого года жизни. Темпы перехода от одного этапа к другому у каждого ребенка могут несколько отличаться. Но в целом общие показатели помогут взрослым определить, укладывается ли результат в норму, есть ли необходимость обратиться к профильному специалисту за помощью.

Педиатры выделяют следующие стадии:

  1. Крик. В возрасте до 2 месяцев малыш способен только издавать рефлекторные звуки (в большинстве случаев гласные). Он кричит на выдохе, прерываясь на короткий вдох.
  2. Гуление. В 2-5 месяцев в зависимости от ситуации и состояния кроха начинает общаться, выделяя гукающие звуки интонацией. Он начинает улыбаться, смеяться, гулить, тренируя таким образом речевое дыхание.
  3. Лепет. В 6-11 месяцев малыш начинает произносить сначала отдельные слоги, а затем и первые слова. В этом возрасте у него уже есть физическая возможность для выполнения языком и ротовой полостью необходимых движений, чтобы выговаривать простые звуковые сочетания.
  4. Первые слова. До года ребенок в среднем осваивает около 20-25 слов, состоящих из 1-2 слогов. Малыш уже соотносит произнесенное с реальными предметами, реагирует на появление близких (к примеру, говорит «па-па», «ма-ма», «дя-дя»). Общение со взрослыми по большей части происходит через жесты, но пассивный словарь активно накапливается. Даже если выговорить название какого-то предмета кроха не сможет, он укажет на него.
Ребенок до года: основные стадии речевого развития
Ребенок до года: основные стадии речевого развития

Многие логопеды и педиатры настоятельно не рекомендуют взрослым в разговоре с малышом сознательно коверкать слова и самим переходить на «детский». В этом случае, когда ребенок будет готов физически, он начнет произносить слова правильно сразу, минуя стадию упрощенных лепетных вариаций.

Возрастные нормы

Сравнивая темпы развития речи собственного ребенка в возрасте до 1 года с показателями, которые признаны нормой, нужно учитывать и индивидуальные особенности малыша, состояние его здоровья. Отклонения — не повод впадать в панику, но однозначный сигнал о необходимости обращения к врачу.

Таблица возрастных норм для ребенка до года:

Месяц Норма Предпосылки для будущего речевого расстройства
1 Кроха реагирует на звуки, речь близких, прислушивается к ним. Он может выговаривать гласные или их сочетания. Слишком тихий или, наоборот, пронзительный крик, всхлипы на вздохе.
2-3 Ребенок комбинирует гласные звуки с гортанными согласными. Он способен сосредоточиться на источнике звука. Кроха не произносит простые слоги («ги», «гу», «га», «а-гу»).
3-5 Произносит протяжные звуки, активно идет на зрительный контакт со взрослыми. Отсутствует интонационная окраска при гулении. Малыш произносит однообразные звуки, при этом движения ног и рук его хаотичны.
6 Ребенок начинает произносить слоги, повторяя их в разных комбинациях. Звуки гуления постепенно исчезают, лепет не начинается.
7 Кроха понимает названия предметов при условии, что они четко проговариваются близкими. Произносит слова из одинаковых слогов («ма-ма», «па-па», «ба-ба»). Лепет присутствует только в отдельных его элементах или его вообще нет. На простейшие просьбы («дай», «на») при коммуникации со взрослыми малыш не реагирует.
8-12 Ребенок успешно пользуется в речи 10-25 словами, понимает названия окружающих его предметов, даже если не может пока их выговорить. Он может обозначать их частью слова. Умеет подражать окружающим звукам. Связь между знакомым предметом и его названием четко установлена. Малыш общается жестами, мимикой, не используя при этом слова

Как помочь развитию речи ребёнка

Развитие речи ребенка происходит еще до момента его рождения: он слышит голоса близких, музыку, звуки окружающего мира. Поток информации улавливается, хотя и незрелыми, но активно функционирующими органами чувств. Поэтому рассказывать новорожденному сказки, петь колыбельные, просто говорить с малышом — правильный подход.

При условии, что родители активно общаются с крохой пассивный словарь накапливается непрерывно и в развитии ребенка до года происходит гигантский скачок. Если взрослые постоянно общаются с ним во время прогулок, кормления, одевания, купания, игры, у малыша появляется желание отвечать.

Как помочь развитию речи ребёнка
Как помочь развитию речи ребёнка

Кроме того, особое внимание логопеды и педиатры рекомендуют уделить развитию мелкой моторики. Доказано, что активизация участка мозга, ответственного за выполнение манипуляций пальцами рук, стимулирует работу речевого центра. В итоге такие занятия влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, его зрительную память, способность ориентироваться в пространстве.

Развитие артикуляционного аппарата с помощью игр

Четкая артикуляция возможна только при условии достаточной тренированности многих мышц, наличия сильного и подвижного неба, губ, языка. Для выполнения сложных логопедических упражнений на правильное произношение звуков с фиксацией в нужном положении у малыша в этот период нет возможности. Поэтому занятия проводят только в форме игры.

Развитие артикуляционного аппарата с помощью игр
Развитие артикуляционного аппарата с помощью игр

Малышу будет весело строить вместе с родителями смешные гримасы, стоя перед зеркалом, надувать щеки, показывать язык, попытаться достать им до носа. Тренировки дыхания можно начинать в этот период с выдувания мыльных пузырей, игр с одуванчиками. Многим ребятам приходится по душе идея поиграть с яркой оберткой от конфет. Ее можно сдувать со стола, с ладони, передавать таким образом друг другу.

Отклонения от нормы

В большинстве случаев отклонения от нормы в речевом развитии успешно лечатся, если своевременно обратиться к врачу. Он выявит особенности ребенка, которые стали причиной задержки, разработает для него индивидуальный план занятий. Чтобы развиваться и начать говорить, может потребоваться помощь логопеда, психолога, невролога, отоларинголога, если нужно проверить слух.

Причины отклонений могут быть психологическими или биологическими. В первом случае речь идет в основном о недостатке общения со взрослыми или ярко выраженной гиперопеке. Во втором — о родовых травмах, недоношенности, наследственных или воспалительных заболеваниях, анатомических особенностях (к примеру, короткой уздечке языка).

Возможные отклонения

Несоответствия возрастной норме могут свидетельствовать о наличии патологии. Чем раньше будет малышу оказана медицинская помощь, тем быстрее и легче будет проходить коррекция. Поводом для беспокойства родителей являются следующие симптомы:

  • ребенок не может зафиксировать взгляд на передвигающемся предмете;
  • до года не появляется гуление или оно монотонно, безэмоционально, звучит очень тихо;
  • отсутствие интереса к общению, лепета к 6 месяцам;
  • спазмы лицевых мышц, неправильное расположение языка в ротовой полости;
  • отсутствие реакции на эмоциональную речь, оживления, когда к малышу обращаются близкие;
  • слыша звук, ребенок теряется, не может отыскать его источник;
  • у крохи нет желания общаться так, чтобы его понимали, он говорит на собственном языке;
  • свои желания ребенок выражает жестами, мимикой, не используя даже лепетных слов.
Отклонения от нормы
Отклонения от нормы

Детский организм пластичен. Если вовремя обратиться к специалистам, темпы развития речи в большинстве случаев получается существенно ускорить. Врачи смогут скорректировать имеющиеся нарушения, чтобы не допустить интеллектуального отставания таких малышей от сверстников.

Когда стоит обратиться к врачу

На ранней стадии выявить отклонения от нормы родители вряд ли смогут. Но важно не упустить момент, поэтому в качестве профилактики стоит посещать невролога каждые 3 месяца. Поводом для внепланового обращения к специалисту станет:

Возраст (в месяцах) Состояние ребенка
1 малыш не кричит, когда голоден
4 не гулит, не улыбается
5 не прислушивается к звукам
6 не реагирует на интонации, близких
9 не повторяет за взрослым слоги, не лепечет
10 не взаимодействует с окружающими
12 не может произносить слова, выполнить простые просьбы

И все-таки не стоит паниковать раньше времени. Развитие речи ребенка до года — вопрос индивидуальный. Задержка может оказаться индивидуальной особенностью маленького молчуна. Такие дети могут заговорить сразу без дефектов, но позже сверстников. До 2-3 лет подобные ситуации возможны, но убедиться в том, что ребенок развивается нормально лучше у специалиста. Упражнения, рекомендованные доктором Комаровским, помогут ускорить процесс.

Доказано, что активные дети начинают говорить раньше. Девочки в этом часто обгоняют мальчиков на несколько месяцев за счет того, что их мозг развивается быстрее. В любом случае малышу до года особенно важно внимание родителей, общение с близкими, их поддержка, позитивный настрой. Тогда все обязательно получится.

Поделитесь
Напишите свой отзыв или мнение

Ваш адрес email не будет опубликован.