Ребенок 5 — 7 лет еще не имеет полного представления об уходе из жизни. Страх смерти у детей дошкольного возраста – естественное явление. Задача взрослого – быть рядом, поддержать ребенка, рассказать ему о процессе спокойно и честно.
СОДЕРЖАНИЕ
Страх смерти — естественный этап развития
В первые годы жизни у ребенка нет четкого представления о времени, начале и конце чего-либо. Окружающий мир ощущается постоянным и неизменным.
В возрасте 4 – 5 лет приходит осознание того, что жизнь может начинаться и заканчиваться. Для некоторых детей этот факт становится настоящим потрясением. Появляется тревога за себя и своих родных. Страх смерти у детей дошкольного возраста (или танатофобия) может носить явный или скрытый характер. В первом случае речь идет о потере близких или окончании собственной жизни, превращении в «ничто». Во вторую группу входят боязнь всех предметов или обстоятельств, способных привести к смерти:
- острых или режущих предметов;
- темноты и закрытых пространств;
- войны, пожара, наводнений;
- воды или высоты;
- подавиться едой.
Боязнь смерти – естественный этап развития. Ее необходимо осознать, пережить и «переработать». Без этого страх уходит глубоко в подсознание и приводит к развитию массы фобий и внутренних конфликтов.
Распространенность боязни смерти
Степень выраженности страха у всех ребятишек разная. Некоторые вовсе не испытывают дискомфорта. В эту группу входят дети:
- которым создали «тепличные условия» и берегут от малейших потрясений;
- растущие в семьях алкоголиков – у таких малышей снижена эмоциональная чувствительность;
- воспитывающиеся оптимистичными, уверенными в себе и жизнерадостными родителями.
Есть дети, у которых боязнь смерти выражена в значительной степени, вплоть до нарушения адаптации. Причиной может быть:
- потеря близкого человека – одного из родителей, любимой бабушки и пр.;
- болезненность, сниженный иммунитет;
- воспитание без папы, отсутствие мужской защиты;
- повышенная эмоциональность и впечатлительность.
По статистике девочки подвержены боязни смерти чаще, чем мальчики. Эту эмоцию переживает подавляющее большинство дошкольников. Страх смерти в детском возрасте – признак прохождения очередного этапа развития.
Особенности страха смерти в разном возрасте
В первые три года малыша не интересуют вопросы ухода из жизни. В это время он активно осваивает мир, изучает свое место в нем, испытывает действительность «на прочность». Ребенок тесно связан с мамой и еще не осознает себя как отдельную личность. Первая естественная попытка сепарации наблюдается у детей в 3 года.
В 4 -5 лет малыш осознает и чувствует себя как отдельную личность в этом мире. Во сне самоощущение может утрачиваться, поэтому дети иногда боятся засыпать. Некоторые дети рассказывают, что видели во сне собственную смерть – их съедала баба Яга, тигр или крокодил. Постепенно фабула страха может меняться – появляются опасения быть похороненным заживо, умереть от неизлечимой болезни.
Некоторые дети, напротив, чувствуют себя неуязвимыми, но опасаются потерять родителей. Смерть мамы или папы подсознательно воспринимается как лишение защиты, заботы и внимания. Все это может стать почвой для сильных страхов, требующих вмешательства психолога или врача.
После 7 лет у большинства детей окончательно формируется представление о неизбежности конца жизни. В норме ребенок младшего школьного возраста принимает этот факт и смиряется с ним. Однако иногда танатофобия приобретает патологический характер.
У подростков умеренные признаки танатофобии – это вариант нормального развития личности. Мышление и эмоции в этом возрасте имеют характерные особенности:
- Склонность к магическому мышлению и мистицизму.
- Старшие школьники испытывают повышенный интерес к теме смерти, ищут в окружающем пространстве таинственные знаки и символы.
- В этом возрасте особенно популярны темы вампиров, призраков, оборотней и пр.
- Излишне впечатлительные и эмоциональные дети панически боятся смерти.
Подростковая танатофобия может «прятаться» за внешней замкнутостью или социальными страхами (быть непринятым в компанию, опозориться на глазах у сверстников и пр.). Выявить подобные страхи помогают доверительные теплые отношения с ребенком.
Стадии переживания горя по Э. Кюблер-Росс
Дети дошкольного и младшего школьного возраста, столкнувшиеся со смертью близких людей, переживают утрату в несколько этапов. Модель американского психолога Элизабет Кюблер-Росс включает 5 стадий переживания горя:
- Шок или отрицание. Человек отказывается принимать невыносимую реальность. Это защитный механизм, позволяющий «переработать» факт потери. В это время снижается темп мышления и действий. Стадия отрицания может затянуться надолго, и человек теряет связь с окружающей действительностью.
- Гнев. На этом этапе возникает вопрос – «почему так произошло?» и начинается поиск виновного. Появляется раздражительность и вспыльчивость. Гнев или обвинения могут быть направлены на себя или окружающих.
- «Сделка» с жизнью, Вселенной или высшими силами. Человек пытается заключить договор: он сделает что-либо, а взамен избежит неприятных перемен.
- Депрессия – на этом этапе «захлестывают» негативные эмоции – печаль, тоска, вина, страх, сожаление и пр. Появляется ощущение тупика, будущее кажется темным и мрачным. Школьник становится замкнутым, подчеркнуто-безразличным, отталкивает окружающих.
- Принятие. На этой стадии происходит полное осознание случившегося. Человек оценивает свои возможности и думает, как будет жить дальше.
Иногда эти этапы меняются местами, некоторые из них повторяются. Возможно «застревание» на одном из них – в этом случае для преодоления горя и депрессии требуется помощь специалиста.
Как помочь справиться со страхом смерти – советы родителям
Задача родителей – быть предельно честными с ребенком, но при этом обеспечить ему эмоциональную поддержку. Для этого психологи советуют:
- Оградить от ненужных стрессов – семейных ссор, просмотра пугающих новостей и фильмов). Важно дать дошкольнику достаточно тепла и заботы, чтобы он чувствовал себя защищенным.
- Постараться давать малышу новые положительные впечатления. Это может быть поход в зоопарк или в кинотеатр, интересная экскурсия. Однако важно не перестараться – избыток положительных эмоций у маленьких детей вызывает перевозбуждение.
- Не оставлять ребенка наедине со страхами. Не стоит в это время отправлять его в детский сад или летний лагерь. Детям важно чувствовать, что они не одни и находятся под защитой.
- Если ребенок задает вопросы о смерти, говорить с ним доброжелательно и честно. Взрослый должен произнести слова «он умер» спокойным тоном, без слез и надрыва.
- Вспоминать об усопшем родственнике вместе с детьми. Ребенок должен понимать причину горя взрослых в семье. Иначе он может счесть себя виновным в том, что мама плачет и не хочет с ним говорить.
- Говорить с детьми о настоящем и будущем — строить планы, мечтать о семье, детях, работе.
В возрасте 4 -5 лет у малышей богатое воображение, мышление приобретает магический характер. Они могут связать свои поступки (злость на близких, непослушание, нечаянно причиненный вред) с болезнью или кончиной близких. Важно объяснить, что это не так.
Дети должны понимать точную причину смерти — преклонный возраст или тяжелая неизлечимая болезнь. О последнем обстоятельстве нужно раскрывать особенно подробно, иначе ребенок будет панически реагировать на безобидную простуду.
Чтобы страх смерти в детском возрасте не приобрел хроническую болезненную форму, взрослым не следует:
- Высмеивать переживания малыша;
- Ругать или наказывать за то, что он боится;
- Не замечать страх, игнорировать его;
- Приводить рациональные доводы, убеждать перестать бояться – для дошкольника такие слова – пустой звук;
- Говорить о том, что близкий человек умер от болезни, обсуждать эти темы с в присутствии малыша с другими людьми.
- Ограничивать и излишне опекать, постоянно пугать возможными несчастьями, болезнью или смертью;
Не стоит также разрешать смотреть фильмы ужасов или включать их самим в детской комнате, даже если малыш спит.
Проживание случая смерти в семье
Если в семье происходит трагедия, взрослые нередко сосредотачиваются на своем горе и позволяют заботиться о детях другим людям – теткам, бабушкам, друзьям и пр. Это может вызвать дополнительный страх, что мама или папа тоже умерли и их больше не будет в его жизни. Если родители решили прибегнуть к посторонней помощи по уходу за ребенком, лучше, чтобы все происходило в привычной обстановке и малыш видел маму регулярно.
Исследования психологов показали, что присутствие на похоронах травмирует ребенка меньше, чем неизвестность и фантазии об умершем.
После церемонии погребения нужно дать ребенку выразить свои чувства. Сделать это можно в разговоре, рисунках или игре. В это время рядом обязательно должен быть взрослый, который поддержит, расскажет, что делать и ответит на вопросы.
Вспоминать умершего можно разными способами:
- Рассматривать фотографии.
- Носить с собой вещи усопшего, класть их в кроватку перед сном.
- Посещать могилу вместе с родителями или иными близкими взрослыми.
- Посещать места, где дети бывали вместе с умершим. Иногда это помогает и взрослым пережить и принять ситуацию.
Спустя некоторое время ребенок начинает задавать конкретные вопросы – холодно ли в могиле, как долго будет подниматься в небо умерший. На такие вопросы бывает очень сложно отвечать, но необходимо быть максимально честным.
Ребенок может «перерабатывать» горе в игре или рисунках. Они могут инсценировать похороны с куклами и плюшевыми зверушками. Часто дети рисуют могилы, кресты и пр. Важно не останавливать и не запрещать такие действия, даже если они повторяются многократно. В противном случае негативные переживания будут загнаны глубоко внутрь. С возрастом они могут дать о себе знать психосоматическим расстройствами, внутренними конфликтами, фобиями и другими нарушениями адаптации.
Дети старше 10 лет обычно не хотят обсуждать мучительные события. Им может потребоваться от нескольких месяцев до нескольких лет, чтобы начать говорить о потере. Не стоит форсировать события, если ребенок справляется с учебой и продолжает общаться со сверстниками. Это значит, детская психика успешно справляется с переживаниями.
Сказкотерапия
Ребенку можно почитать сказки, затрагивающие тему смерти — «Русалочка», «Ангел». В сети можно найти специальные истории, написанные психотерапевтами чтобы избавить от страха, тревоги или горя. Детские специалисты в области психологии предлагают использовать светлые и добрые аллегории, чтобы рассказать детям о смерти. Можно употреблять слово «покоиться», которое носит умиротворяющий характер.
Когда потребуется помощь психолога
Не всегда удается преодолеть страх смерти у детей дошкольного возраста самостоятельно. Психологическая или медицинская помощь потребуется, если:
- Значительно изменилось поведение – малыш стал замкнутым, агрессивным, неуправляемым, не общается с другими детьми, стремится спрятаться в укромное место.
- Ребенок первым нашел умершего или присутствовал в момент смерти и длительное время не может об этом забыть.
- Пропал интерес к обычным занятиям и увеличениям, появились мысли о нежелании жить.
- Появились ночные кошмары – ребенок кричит, плачет во сне, вырывается из рук.
- Страх сопровождается вегетативными симптомами — тошнотой и рвотой, бледность, учащением пульса, обмороком.
Опытный специалист подберет терапевтическую программу с учетом возраста и особенностей психики. В некоторых случаях страх смерти у детей требует медикаментозного лечения.